Новотно Стоечко Posted July 1, 2003 Share Posted July 1, 2003 Собственно сабж...почему в России не любят Америку. В России – не любят Америку. Не любят “культуру мак-дональдсов и попкорна”, но посещают “Макдональдс” и жуют попкорн; не любят привычку вечно жевать, но покупают “Орбит”; не любят самодовольных американцев, не любят голливудское кино. Не любят, но смотрят. В России любят Пушкина и Достоевского – их проходят в школе и успешно забывают сразу после экзаменов; гордятся, и справедливо гордятся, великой российской культурой – Мусоргским и Пришвиным, Репиным и Набоковым… В России – не любят американскую культуру, зато в восторге от латиноамериканской, французской, японской, и итальянской. Мало кто читал родоначальника литературного стиля “поток сознания” Генри Миллера, умершего в 60-х годах прошлого века, зато настольной книгой участницы программы “За стеклом” – является “Сто лет одиночества” Гарсиа Маркеса. У неё, у этой участницы, есть две любимых вещи: “Сто лет одиночества”, и “жить, чтобы жизнь была, как феерверг” (орфография оригинала соблюдена). “Ах, Мураками, ах – Борхес, ах – Ливингстон, ах – Ричард Бах!” – кричат российские эстэты. И морщатся от одного упоминания Спилберга или Лукаса. Но если подумать – “Звездные войны” мало чем отличаются от “Гамлета”. Разве что антуражем: вместо шпаг – лазерные мечи, вместо коней – истребители… Фраза “И первый в Дании боец” - одинаково хорошо подходит и к Гамлету и к Люку Скайволкеру. “Войны” - это сказка, говорящая о добре и зле, о жизни и смерти, о цели и средствах, о предательстве и любви… Точно такая же сказка, как “Гамлет” или “Ромео и Джульетта”. Оттого, что действие фантастического эпоса происходит в отдаленном и выдуманном прошлом – чувства, которые он вызывает, не становятся вымышленными, и миллионы людей идут на премьеру очередной серии. Когда я смотрю американское кино, - я чувствую любовь и боль мальчика из спилберговского “Искусственного интеллекта”, я смеюсь над перепалками Шрека и осла, озвученного Эдди Мэрфи; вместе с героем “Особого мнения” задумываюсь над тем, имеют ли право одни люди осуждать и приговаривать к тюремному заключению или смерти других, ведь они люди, а не боги? Если цель искусства – вызывать чувства, и будить размышления - разве это – не искусство? И смотря очередной фильм, который вызывает у меня желание думать, я лихорадочно пытаюсь вспомнить: а что же за последние 12 лет создано нашими кинорежиссерами? “Брат” и “Брат-2”? “Бригада”? “Антикиллер”? “Спецназ”? “Менты”? “Бандитский Петербург”? “Сибирский цирюльник”? Из перечисленных фильмов я смог досмотреть до конца только два первых… * * * Особенно ярко нелюбовь к Америке была выражена во время второй иракской войны. Стоило включить телевизор – и шли кадры арабского телевидения, о жертвах среди гражданского населения, о погибших женщинах и искалеченных детях… с садистким удовольствием, в течение десятков секунд, камера показывала детей с ампутированными конечностями и торчащими из худеньких телец внутренностями… Негодующий голос за кадром вещал о “свободолюбивом иракском народе”, девицы в национальных иракских одеждах, пухлые и почему-то радостные джигиты, с “Калашниковыми” в руках, приплясывали под арабские мелодии, выкрикивая что-то военное, а я сидел и думал: почему наше ТВ морально поддерживает бесчеловечный режим Саддама? И осуждает Штаты, с их стремлением свергнуть диктатора? Почему о том, что братец Саддама насиловал иракских школьниц, и о том, что в семейном гараже находится порядка девятисот машин класса “Феррари” и “Ламборджини”, почему о захоронениях тысяч казненных иракцев нашему ТВ стало известно только после того, как война закончилась? И почему мы так рьяно осуждаем Америку? Имеем ли мы на это моральное право? У нас что, в Чечне не гибли гражданские? Наши бомбы не попадали в родильные дома Грозного? Или в нем вообще не было родильных домов? Были? Тогда почему он разрушен полностью, за исключением недавно и во второй раз восстановленного дома правительства? И как можно, положив семь тысяч своих солдат (и это по официальным данным) – злорадно говорить о гибели полутора сотен американских военных? Как можно осуждать гибель тысячи иракцев, если в Чечне погибло сто тысяч гражданских чеченцев? Настоящая цель американцев в Ираке – нефть и выгодное географическое положение страны, а у нас в Чечне – что? Восстановление конституционного строя? Не слишком ли это много –убить каждого пятого, для соблюдения его прав? Я думал: почему “образом врага” для нашего телевидения стали Штаты, а не Хуссейн? Как произошло то, что наши заводы заключали с его режимом договора на поставку оборудования? Как вообще можно иметь в союзниках такое? Какие скрытые механизмы действуют в нашем национальном сознании при формировании образа врага и образа союзника? Недавно корпорация “Микрософт” объявила конкурс на создание лучшей программы, имитирующей поведение животных. Была дана виртуальная реальность: светило виртуальное солнце; вбирая его энергию, росла воображаемая трава… Траву поедали парнокопытные, а их, в свою очередь – хищники. Парнокопытных и хищников создавали программисты со всего мира. Хищники у российских программистов – не получились. Зато они создали лучших виртуальных парнокопытных. Алгоритм выживания был прост: российские коровы, не общаясь между собой (по условиям конкурса животным было запрещено обмениваться информацией) – заметив бегущую корову своего вида, тут же бежали в том же направлении. А если корова оказывалась одна, и в пределах видимости были только чужие коровы, она съедала всю траву, не давая той созреть. И погибала вместе с чужаками. Заметьте: коровы не боролись с хищниками. Коровы боролись с травоядными… Поразительное сочетание коллективизма, ксенофобии и самопожертвования принесло свои плоды: российские коровы уели всех остальных. Мне кажется, программистам из бывшей одной шестой не пришлось ничего выдумывать. Они просто имитировали алгоритм поведения российского народа, алгоритм, заложенный в него генами. Алгоритм, выраженный в поговорках типа: “Бьют – беги, дают, – бери”, “не высовывайся”, “гнись, но не ломайся”, а ведь известно, что поговорки никогда не ошибаются. * * * Россия – богатая ресурсами страна. Для того, чтобы строить яхты за четыре миллиона долларов, и встраивать в самолеты унитазы по пятьдесят тысяч – не надо приводить в порядок экономику. Для этого достаточно гнать за рубеж нефть и никель по демпинговым ценам. Зачем снижать суммарные налоги до удобоваримых 35 процентов, после которых любая экономика предпочитает перейти в тень и перестает развиваться? Зачем упрощать систему налогов? Ведь тогда – образуется средний класс, люди станут богатыми и независимыми. А независимыми людьми – сложно управлять. Средний класс – не будет ходить строем, не будет петь гимны: он будет заниматься своим делом, строить себе дома, покупать машины, богатеть, и со временем – может превратиться в конкурента… а кому нужны конкуренты? Богатое, образованное и непослушное население – не нужно; более того – и обычное население мешает. Выкачать нефть и выкопать никель – может сотая часть тех, кто населяет сейчас страну, остальных надо чем-то занять, увлечь и кормить. И то, что по данным последней переписи население России уменьшилось на несколько миллионов, по сравнению с данными десятилетней давности – ничуть меня не удивляет. А чтобы оставшиеся не задавали лишних вопросов – им находят внешнего врага, для тех, кто блюет от политики – с утра до вечера по всем каналам крутят боевики и всевозможные “Окна”. Количество праздников в стране превысило все мыслимые и немыслимые пределы, но зачем перерабатывать, если большая половина бюджета состоит из экспортных пошлин на нефть и отчислений нефтяных компаний по налогам? Если бы Америки не было, её надо было бы выдумать. Что может быть отвратительней, чем образ богатого и успешного, а оттого и самодовольного соседа? В конце войны в Ираке, за день до того, как американскими войсками был взят Багдад, я смотрел выступление иракского министра пропаганды, в котором он говорил: “Мы разобьем американцев в пух и прах. Они не выйдут из нашего города. Мы уже уничтожили их передовой отряд, ворвавшийся в столицу”. Он говорил, улыбался, и уже знал, что завтра он будет мертвым. Поразительное и абсолютно бессмысленное мужество. Он говорил, а я думал, что он – обречен. И почему-то я подумал о нас. Точно так же, как министр пропаганды, мы все держим хорошую мину при плохой игре. Мы улыбаемся, что-то делаем, где-то суетимся, как-то устраиваемся. Но мы, по удачному выражению Жванецкого - как мухи на мясе. Только вместо мяса - один огромный нефтяно-никеливый пирог, называемый Россией. Захочет хозяин, или изменятся в худшую сторону цены на полезные ископаемые, взмах барственной руки - и нет нас. Мы – не сеем и не пашем, мы не боремся с хищниками, вроде “свободолюбивого народа Палестины” и людоедами, подобными Саддаму. Мы не обвиняем в наших несчастьях наших хищников, которые не дают нам жить. Это слишком опасно. Мы боремся с травоядными другого вида... Подобно виртуальным коровам, мы съедим всю траву, что есть у нас. Мы вырубим на продажу весь лес, и выкачаем всю нефть, а её осталось не так много, как кажется. А наши дети и внуки разбредутся по планете, в поисках лучшей доли. Так и будет, если в нашем сознании – ничего не изменится. продолжение концерта, посвященного 1 мая 2003 года: - Каждой женщине по мужчине! Урррра!!! Катя, Вы со мной согласны? - Я считаю, что каждая женщина должна быть счастлива и любима. И следующую песню я посвящаю нашим мужчинам. Песня называется “Мой мармеладный”. Заиграла фанера, поразительно напоминающая аранжировку одной из песен Кайли Миноуг, певица запела: “Попробуй чмок, чмок, попробуй джага-джага”, и зрители в первых рядах замахали в такт красными флагами. Сегодня они счастливы, все вместе. Завтра – они наденут серые рубашки, возьмут в руки факелы, и пойдут маршировать по улицам наших городов. Ибо нет ничего проще, чем объединить стадо одной идеей: во всём виноваты коровы другого вида. Так они и будут ходить. Идущие вместе. Идущие на… Как оно вам? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.