Jump to content

Мини-музликбез


KAA
 Share

Recommended Posts

Антем:

исконно английская церковная вокальная форма, имеющая текстом перевод или английское изложение библии. Структурно - вначале антифон, затем эквивалент полифонического мотета и кантата. Поздние разновидности: фулл антем - для хора (с аккомпанементом или без); верс антем - монодический, для одного-трёх солистов; смешанная форма.

 

Антифон:

песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами или солистом и хором.

 

Ариозо:

преимущественно вокальная форма, разновидность мелодизированного речитатива, напевная, размеренная и экспрессивная. Появилась в начале 17 века в венецианской опере, максимальное развитие - конец17 - начало 18 вв, обычно предшествует главным ариям (как бы их анонсируя) в опере или оратории. Мелодически шире мелодизированного речитатива, ритмически более чётко и размеренно, у некоторых авторов жёстко структурировано на основе как правило очень короткого характерного оркестрового рисунка.

 

Ария:

1. Преимущественно вокально-инструментальная форма, большая мелодия для соло, обычно в сопровождении оркестра, в любом произведении лирического содержания: опере, кантате, оратории и т.д.

2. В инструментальной сюите - мелодическая пьеса, не относящаяся, в противоположность другим частям, к танцевальной музыке.

Появилась, как и опера, в начале 17 века. Структурно обычно трёхчастная, с репризой, иногда без неё, встречается также двухчастная, граунд, позже - в более свободной форме на симфоническом фоне, сближаясь с ариозо.

 

Балет:

музыкально-драматическая форма, обычно оркестровая (хотя иногда включает вокальные номера), действие в которой передаётся языком жеста, мимики и танца. Различается как самостоятельная форма и вставной балет, включаемый в оперу в качестве дивертисмента.

Структурно подразделяется на балет "с номерами", состоящий из разных чётко различающихся между собой танцев (характерно для вставного балета), и балет, состоящий из почти непрерывно следующих друг за другом сцен.

 

Баллада:

изначально вокальная (позднее вторгающаяся в область инструментальной музыки) форма эпическо-повествовательного характера, соответствующая строфичной структуре литературных баллад. Обычно для голоса соло с сопровождением инструмента соло или оркестра, иногда с участием хора.

 

Гамма:

последовательность ступеней лада, располагающаяся от тоники в восходящем или нисходящем порядке.

 

Гармоническая функция:

обобщённая роль основных разновидностей аккордов в ладовой организации.

 

Граунд:

приём письма/форма, известная с 16 века - постоянный бас, в котором происходит мелодическое развитие и который обусловливает гармонию произведения, повторяет одну и ту же тему, на основе которой остальные голоса строят каждый раз новый куплет.

 

Да капо:

1. Знак музыкального письма, обозначающий указание повторить с начала всё произведение или его часть.

2. Трёхчастная структура музыкального произведения, в которой третья часть в той или иной мере повторяет первую (А-В-А). Характерна для арии, менуэта и пр.

 

Диатоника:

1. Семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам, а также трёх-шестизвуковые лады и ладовые образования, которые состоят из тонов и полутонов и могут трактоваться как часть диатонического звукоряда. Диатоника составляет основу ладового мышления в европейской музыке, в форме пентатоники - музыки многих стран Востока.

2. В более широком смысле - любой лад, не включающий хроматизмов.

 

Дивертисмент:

разновидность многочастной инструментальной сюиты в более свободной форме, между частями которой нет структурного родства. Обычно пишется для группы солирующих инструментов, отличаясь от сонаты более простой фактурой, меньшей длительностью/большим количеством частей и их танцевальным характером.

 

Доминанта:

1. Гармоническая функция, выраженно тяготеющая к тонике. Основа доминантовых аккордов - пятая (также седьмая и третья) ступень лада.

2. Собственно пятая ступень семизвукового лада.

3. Основной вид аккорда, расположенного квинтой выше тоники.

 

Инвенция:

небольшая имитационно-полифоническая инструментальная пьеса, род весьма сжатого и жёстко выстроенного стилевого этюда.

 

Интерлюдия:

1. Небольшая пьеса (или связующее построение), исполняемая между основными частями инструментального произведения, актами оперы/драмы, строфами хорала.

2. Музыкальный эпизод между проведениями темы в фуге, то же, что интермедия в этом же значении.

 

Интермедия:

1. Малая драматическая форма, распространённая в Италии в 16-18 вв., дивертисмент в стиле мадригала, исполняемый между частями трагедии, позже - небольшая опера или часть оперы-сериа, не имеющая отношения к главному действию. Предшествует опере-буфф и балету-дивертисменту.

2. Музыкальный эпизод между проведениями темы в фуге, то же, что интерлюдия в этом же значении.

 

Каватина:

достаточно сжатая одночастная ария, обычно без реприз и мелодических украшений.

 

Каденция:

1. Гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность. Различают полные каденции (оканчивающиеся тоникой) и половинные (оканчивающиеся доминантой или субдоминантой).

2. Виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте, свободная фантазия на темы концерта.

 

Кантата:

структурно составная монодическая форма, музыкальная сцена, основанная на голосе (от соло до хора) с аккомпанементом, состоящая из нескольких частей, как светская, так и духовная, не имеющая драматически разработанного сюжета и предназначенная для исполнения на концерте или богослужении.

 

Канцона:

1. Изначально (с 16 в. в Италии) - инструментальное переложение французских полифонических песен.

2. Оригинальная инструментальная форма, адаптирующая вокальный стиль к инструментальному исполнению.

Структурно состоит из следующих один за другим эпизодов, имеющих поочерёдно трёх - и четырёхдольный размер, где трёхдольные фрагменты в той или иной мере представляют собой вариации четырёхдольных.

 

Каприччио:

1. Виртуозное музыкальное произведение-фантазия для соло или оркестра, раскрывающее оригинальную. ясно очерченную тему или (оркестровое) несколько контрастирующих тем.

2. В начале 19в. - фугообразное оркестровое произведение, не ограниченное рамками фуги.

 

Квартет:

Инструментальная или вокальная пьеса для четырёх солистов (не всякое произведение на четыре партии является квартетом - такое сочинение обычно в разных жанрах). Наряду с сонатой - одна из главных форм камерной музыки. Основной тип инструментального квартета - струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Встречаются другие типыы, прежде всего - фортепианный квартет для клавишного инструмента и трио смычковых. Характерной структуры не имеет, заимствуя форму сонаты с количеством частей, как правило, не менее четырёх.

Вокальный квартет обычно включает партии для четырёх основных типов голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Из других сочетаний наиболее распространён мужской квартет для двух теноров, баритона и баса.

Лежит в основе всех крупных хоральных форм, кроме мадригала.

 

Контрапункт:

1. В широком смысле - вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными. Особая форма - подвижной контрапункт: повторное проведение голосов полифонического построения с изменением интервала между ними (вертикально-подвижной контрапункт), времени их вступления относительно друг друга (горизонтально-подвижной контрапункт), либо сочетание этих приёмов (вдвойне-подвижной контрапункт). Обратимый контрапункт допускает возможность сочетания голосов при перемене направления интервалов в сочетающихся мелодиях.

2. В узком смысле - многоголосие, в котором каждому звуку в одном голосе отвечает вступающий одновременно с ним такой же по протяжённости звук в другом голосе.

3. В полифоническом сочинении — мелодия, звучащая одновременно с темой.

4. Один из главных разделов теории музыки, называемый также полифонией.

 

Концерт:

1. Церковный - вокальное произведение религиозного содержания с инструментальным сопровождением (иногда только орган), род кантаты, заимствующий у неё структуру. К первой половине 17 в. появляется вокальный камерный концерт, также не имеющий большого самостоятельного значения и сливающийся с кантатой.

2. Кончерто гроссо - с последней четверти 17 в. камерная или церковная инструментальная форма, исполняемая оркестром, разделённым на две группы: с одной стороны - солирующая (кончертино), с другой - вся масса оркестра (гроссо). Организуется как доклассическая соната, с обогащением более насыщенным инструментальным аппаратом. Впоследствии уступает место концертной симфонии.

3. Сольный - с начала 18 в.: в отличие от кончерто гроссо, группу солирующих инструментов заменяет один солист; вначале обычно с одной темой, впоследствии заимствуется вторая тема по образцу симфонии или сонаты (главные темы исполняются оркестром до того, как их изложит солист). Характерной струкруры не имеет, темп условный, поскольку развитие темы служит обычно лишь иллюстрации возможностей солиста, и мелодические отрывки чередуются с отрывками, требующими виртуозного исполнения. Традиционно состоит из трёх частей.

 

Концертная симфония:

Синтез симфонии и "кончерто гроссо", род концерта с несколькими солистами, стиль и структура которого повторяют стиль и структуру симфонии. Расцвет жанра относится к последней трети 18 века, впоследствии практически забыт.

 

Лад:

основа высотной организации музыкальных звуков, система взаимоотношений звуков в пределах октавы, определяющая звукоряд и мелодико-гармоническую основу музыкального произведения.

 

Мадригал:

1. В 13-14 вв. (флорентийский) - песня для одного голоса с инструментальным сопровождением, включающим интерлюдии и постлюдии, отличающаяся гибкостью стиля, богатством мелодики и изяществом текста.

2. С 16 в. - преимущественно полифоническая вокальная форма, обычно для пяти голосов акапелло, хотя допускалась замена голосов инструментами. Отличается структурным разнообразием, большей по сравнению с французской полифинической песней гибкостью, обычно состоит из чередований эпизодов в полифоническом стиле и силлабических фрагментов.

3. С 17 в. - обычно монодическая вокально-инструментальная форма, включающая постоянный бас, дуэты, трио, речитативы, близкая к кантате.

 

Мелодия:

интонационно и ритмически организованный и художественно осмысленный последовательный ряд звуков.

 

Менуэт:

С 16 в. - французский танец размера три четверти, обычно изысканного стиля (при простом написании), вначале очень сдержанный, впоследствии всё более быстрый. Складывается из двух отдельных пьес и имеет структуру да капо (А-В-А), где последняя пьеса в отличие от первой, исполняемой, как правило, всеми используемыми инструментами, исполняется солистами (обычно две скрипки и альт или два гобоя и фагот), как правило отличается более мелодичным характером и часто тональностью. В 18 в. стал инструментальной формой как часть класической симфонии.

Структурно может считаться предшественником военного марша.

 

Оратория:

большая кантата, часто с многочисленными персонажами, обычно характеризующаяся более существенной по сравнению с кантатой ролью оркестра.

 

Прелюдия:

инструментальная пьеса различного размера (иногда без размера, со связью музыкальных фраз лишь тональностью) и свободного построения, оставляющего место для импровизации, обычно служащая вступлением к фуге или танцевальной сюите, иногда самостоятельная. Берёт начало в музыке для лютни.

 

Придворная ария:

светская малая вокальная форма, характерная для конца 16 - середины 17 вв., различного рода напевы галантного или пасторального характера, в т.ч. народные, кроме застольных и танцевальных. Структурно разбита на строфы и часто содержит одну или несколько вариаций. Форма предшествовала водевилю и "городскому романсу".

 

Рапсодия:

исключительно инструментальная форма, род фантазии, основанная на темах народных песен или сочинённая в "народном" духе. Определённой структуры не имеет, представляет собой сочетание достаточно коротких контрастных эпизодов.

 

Реприза:

точное или измененное повторение начального раздела музыкальной формы в качестве завершающего ее раздела, типичная для различных трёхчастных форм, сонатной формы.

 

Ричеркар:

инструментальная полифоническая пьеса относительно свободной структуры, имитирующая структуру вокального мотета. Характерен для 16-17 вв. Состоит из нескольких эпизодов с разным мотивом, целостность которых обеспечивается тоько темпом и тональностью. Предшественник фуги.

 

Романс:

сентиментальная любовная песня салонного характера, для которой характерны лёгкость и поверхностная утончённость. Отличается от баллады отсутствием драматических и трагических элементов, а в музыкальном отношении - абсолютным главенством мелодии. Не имеет чёткой структуры, обычно строфичен.

 

Рондо:

широко распространённая в 17-18 вв. инструментальная форма, сохраняющаяся в классических сонате и симфонии, исполняемая в быстром, живом стиле. Характеризуется чередованием главной фразы - рефрена, и каждый раз новых эпизодов - куплетов (А-В-А-С-А и т.д.). Размер рефрена обычно невелик, куплеты - такого же размера или длиннее.

 

Симфония:

крупное оркестрово разнообразное инструментальное сочинение для симфонического оркестра или его части (симфония для струнных, камерная симфония). Появилась в середине 18 в. практически одновременно в Италии, Франции, Германии, Австрии, Англии. Состоит из нескольких частей, последовательностью и внутренней структурой которых повторяет сонату, т.е. фактически может быть названа сонатой для оркестра. В отличие от сонаты, содержит обычно не три, а четыре части (типичная структура: аллегро, анданте/адажио, менуэт/скерцо, финал).

 

Синфония:

1. В начале 17 в. - инструментальная пьеса моноритмического письма.

2. К середине 17 века - соната/итальянская увертюра.

3. Позднее, в расширенном толковании - любая оркестровая пьеса в двух и более частях.

К концу 18 в. как форма более не употребляется.

 

Соната:

камерное многочастное инструментальное произведение, обычно для струнно-клавишных или/и струнных инструментов, весьма разработанное и предназначенное как правило для одного или двух исполнителей соло или с оркестром. Появилась в Италии в 17 веке, к середине 18 в. оформилась в т.н. классическую сонату.

Основные отличия сонаты от сюиты:

- сокращение количества частей до трёх или четырёх (реже пяти);

- замена полифонического фугированого стиля галантным стилем;

- возникновение внутренней трёхчастной структуры, вначале однотемной, затем двухтемной;

- утрата частями сонаты танцевального характера.

 

Субдоминанта:

1. Гармоническая функция, менее выраженно тяготеющая к тонике, чем доминанта. Основа субдоминантовых аккордов - четвёртая (также вторая и шестая) ступень лада.

2. Собственно четвёртая ступень семизвукового лада.

3. Основной вид аккорда, расположенного квинтой ниже тоники.

 

Сюита:

инструментальная форма, представляющая собой последовательность танцевальных частей различного характера, но одинаковой тональности и, обычно, идентичной структуры. Типовая структура сюиты (с середины 17 в.) основана на чередовании медленных/умеренных и быстрых частей и включает в себя минимум четыре части: аллеманда, куранта, сарабанда, джига. Между сарабандой и джигой могут добавляться другие танцы (менуэты, гавот и ария и пр.), сарабанда иногда заменяется арией, используется дубль. Нередко начальной пьесе предшествует прелюдия. В сюиту включаются также павана, ригодон, сальтарелло, гальярда и т.д., роль заключения часто играют чакона и пассакалья. По внутренней структуре сюита двухчастна, в отличие от сонаты, связанной с трёхчастной формой.

 

Токката:

инструментальная пьеса для струнно-клавишных инструментов, часто имеющая героический характер. Одна из самых свободных форм, не имеющая чёткой структуры. Современная токката - виртуозная пьеса этюдного плана, излагаемая обычно мелкими длительностями в непрерывном ритме.

 

Тоника:

1. Центральный элемент лада, определяющий тональность (звук или консонирующее трезвучие). В современной музыке функции тоники могут выполнять также диссонирующие созвучия.

2. Опорная гармоническая функция, в зависимости от звуковысотного отношения к которой получают определённое значение другие гармонические функции - доминанта и субдоминанта.

 

Тьенто:

испанская инструментальная форма, аналогичная итальянскому ричеркару, в отличие от которого писалась для органа, а не для лютни.

 

Фантазия:

1. Инструментальная пьеса свободного построения, заимствующая структуру у какой-либо близкой формы: ричеркара/прелюдии/сонаты.

2. В 19 в. - аранжировка/попурри на главные арии оперы.

 

Фуга:

инструментальная (иногда - вокально-инструментальная) композиция контрапунктического стиля, в основе которой лежит имитация и главенство одной короткой характерной образующей темы. Является, несмотря на короткую историю (вторая половина 17 - 18 вв.), венцом полифонической традиции.

 

Хор:

всякая хоральная пьеса, не относящаяся к определённой форме, обычно с оркестровым аккомпанементом (в основном за искл. русской музыкальной традиции хоров акапелло).

 

Хроматизм:

повышение или понижение на полутон диатонической ступени лада. Хроматический полутон отличается от диатонического полутона принадлежностью составляющих его звуков к одной ступени.

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.
 Share

×
×
  • Create New...