Idalgo Posted January 24, 2006 Share Posted January 24, 2006 Не все же клонироваться по принципу Матиаса... Итак, как известно, литература в России всегда существовала в условиях весьма жесткой (хотя не всегда умной) цензуры. "Держать и непущать" было основным лозунгом - что в царские времена, что после революции. Бывали периоды "оттепелей", когда давление на авторов ослабевало, однако они неизменно сменялись реставрацией и ужесточением прессинга. Цензуре подвергались практически все литературные произведения. Цензура оказывала существенное влияние на репертуар исторической литературы, как научной, так и популярной. Не стоит думать, что цензуры была исключительно политической. Внимание цензурирующих органов привлекали также и исторические сведения. Поэтому в разное время табуировались те или иные проблемы, факты, личности, замалчивались целые исторические периоды. Так, в царское время запретных тем можно отнести личную жизнь и государственную деятельность особ императорской фамилии, высших сановников, работу государственных учреждений, злоупотребления чиновников всех рангов. Под фактическим запретом находились описания смутных периодов истории, противоправительственные деяния (покушения, политические процессы, революционные и крестьянские выступления, беспорядки в учебных заведениях), женский и национальный вопросы, революционные события за рубежом, деятельность различного рода религиозных сект. Обсуждение этих тем в печати если и допускалось, то только в соответствовавшей целям правительства интерпретации, с тем чтобы ни в коем случае не нарушать общественного спокойствия. В этих условиях многие авторы были вынуждены писать, что называется, "эзоповым языком", употребляя иносказания, понятные просвещенному кругу читателей, но не всегда доступные для понимания цензорам, среди которых частенько попадались весьма недалекие, хотя и ревностные к службе, люди. Наиболее ярким примером подобного скрытого смысла являются сказки Салтыкова-Щедрина, в которых под масками зверей выставлены собирательные образы российских чиновников, интеллигенции, а иногда - и конкретные личности. Много скрытого смысла у Гоголя - кто проходил в школе "Мертвые души" или "Ревизора" (особенно "ревизора") знает об этом. Удивляет, кстати, то, как некоторые, столь явные саркастические выпады, прошли через цензуру. А кто еще какие примеры скрытого смысла вспомнит? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 24, 2006 Share Posted January 24, 2006 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Idalgo Posted January 24, 2006 Author Share Posted January 24, 2006 Да, в этом смайлике много скрытого смысла А ты это к чему? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Хугин Posted January 24, 2006 Share Posted January 24, 2006 Да много их. Очень много. Из самых основных мастеров можно вспомнить Чернышевского и Островского.Что же касатется того, как они цензуру обходили, то здесь в основном упор делался на начало произведения. Если вспомнить, к примеру, "Что делать", так там вся суть произведения открывается только к середине. Естественно цензоры не горели особым желанием это всё читать. Так и проходило в печать. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.