Jump to content

Виртуальное додзё


Recommended Posts

Здесь мы постигаем истиный стиль Неуязвимой Черепахи.

 

  1. Овладеть Неуязвимой Черепахой можно только строго следуя указаниям инструктора.
  2. Неуязвимая Черепаха - это боевое искусство, предполагающее неуязвимость и постоянную готовность к любой неожиданности. Хороший ученик должен быть всегда внимателен и собран.
  3. Не удовольствуйтесь только тем, чему вы научились в ДОДЗЕ. Усваивая и экспериментируя, постоянно совершенствуйте своё мастерство.
  4. Не следует форсировать процесс обучения неестественным и бессмысленным образом. Интенсивность тренировок должна соответствовать вашим особенностям, о чем позаботится СЭМПАЙ
  5. Цель Неуязвимой Черепахи - духовное и физическое совершенствование личности. Оно не может и не должно служить для достижения эгоистических целей.

:тыктык:

  1. Войдя в ДОДЗЕ (зал для занятий), произведите РЭЙ (поклон) в сторону СЁМЭН (лицевую сторону зала). Это дань уважения к тому месту где Вы постигаете Путь.
  2. Перед занятием необходимо снять все украшения (кольца, часы, цепочки, и др.), чтобы не поранить себя и других.
  3. ДОГИ (костюм для занятий) - состоит из куртки, штанов белого цвета и пояса. Костюм всегда должен быть чистым и опрятным. ДОГИ (нижняя одежда) - это не КИМОНО (верхняя одежда). Разгуливать в ДОГИ вне ДОДЗЕ непристойно.
  4. Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося; исключение составляют только покойники и зомби), узел пояса ОБИ завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины. Это последнее действие перед вступлением на ТАТАМИ.
  5. Ступив на ТАТАМИ, прежде всего произведите РЭЙ (поклон) в сторону СЁМЭН (лицевую сторону зала), а затем СЭНСЭЯ (преподавателя) или, в его отсутствие, СЭМПАЯ (инструктора, ведущего занятие) и всех, находящихся в зале.
  6. До начала занятия рекомендуется самостоятельно произвести разминку. Неуязвимая Черепаха не допускает праздности и разговоров; сидеть в зале следует в положении СЕЙДЗА или АГУРА.
  7. Занятие начинается с того, что все садятся в ряд лицом к СЁМЭН и приветствуют его поклоном ДЗАРЭЙ. Затем СЭНСЭЙ (СЭМПАЙ) поворачивается и происходит взаимное приветствие со словами "ОНЭГАСИМАС" (буквально: "я в ваших руках", что подтверждает желание заниматься мягко, безопасно, бережно относясь друг к другу).
  8. Во время демонстрации приёмов всё внимание должно быть сконцентрировано на действиях и пояснениях СЭНСЭЯ, после чего следует общий РЭЙ и каждый выбирает себе нового партнёра. В зале должна быть полная тишина. Разговаривать запрещено - это отвлекает. Во время исполнения приёмов следует страховать партнёра, обеспечивая ему максимальную безопасность при падении.
  9. Работайте со многими партнёрами, старайтесь передать начинающим то, чему научились сами. Помните, что цель занятий - не борьба и не демонстрация силы, а изучение техники и постижение духа Неуязвимой Черепахи с помощью партнёра, поиск своего Истиного ДАО (здесь - пути).
  10. Наставления СЭНСЭЯ - только небольшая часть вашего обучения. Повышение вашего мастерства в значительной мере зависит от вашего трудолюбия и усердия. Если СЭНСЭЙ показывает вам, как улучшить исполнение приёма или делает какие - либо замечания, будьте предельно внимательны и не забудьте поблагодарить его поклоном Рэй.
  11. Не покидайте ТАТАМИ без крайней необходимости. Получив на это разрешение СЭНСЭЯ, не забудьте, выходя и возвращаясь на ТАТАМИ, сделать РЭЙ на его краю. Перемещайтесь по периметру ТАТАМИ, чуть вытянув руку вперёд - это предупредит других о направлении вашего движения и позволит избежать столкновений. Если вам необходимо поправить ДОГИ, делайте это на краю ТАТАМИ, повернувшись лицом к стене (кроме СЁМЭН).
  12. Занятие завершается аналогичной началу занятий церемонией, только со словами благодарности "ДОМО АРИГАТО ГОДЗАИМАСЬТА". После окончания занятий разрешается свободно перемещаться по ТАТАМИ и разговаривать. Покидая ТАТАМИ, следует сделать прощальное приветствие РЭЙ.

Путь Неуязвимой Черепахи ведет к чистоте дука, спокойствию души и совершенству тела. Но чтобы достич их, надо следовать Пути всю жизнь, и даже дольше.

:D:D:D

 

ЗЫ: "В каждой шутке есть доля шутки" (с), так что, заменив словосочетание "Неуязвимая Черепаха" на Айкидо/Кендо/какое-нибудь-иное-до вы получите вполне "работающую" инструкцию по правилам поведения в додзё.

chrisglass.gif.3a05d98f8a29b48eb47181335e8aeecc.gif

Link to comment
Share on other sites

Поведение учеников в зале обусловливается глубоким уважением к месту, к иным черепахам, которые туда приходят, и к целям, ради которых существует додзё.

Помимо этого, ученик должен следовать определенным чётким правилам поведения, как только он ступает на татами, — это церемония, принятая в большинстве искусств, подобных Неуязвимой Черепахе.

РИЦУРЕЙ

http://www.aikidoka.ru/study/img/tachi_rei_sm.gifК примеру, когда ученик ступает на мат, он должен выполнить легкий поклон в сторону камидза. Этот поклон выполняется в соответствии с правилами, установленными для приветствия (рицурэй).

Он осуществляется в нормальной, естественной позе (сидзэн хонтай). Туловище наклоняется вперед приблизительно на 30 градусов, а кончики пальцев касаются передней части бедер над коленями. Обычно считается неправильным склоняться слишком низко — так, чтобы при этом другой черепах или крыс, находящийся перед учеником, видел его затылок.

После поклона ученику следует ожидать своего инструктора и проводить это время с пользой для себя, выполняя общефизические или подготовительные упражнения, если таковые не включаются непосредственно в саму программу занятий. Ученик также может сесть, расслабиться и выполнять специальные упражнения для развития Внутренней Сипы, медетировать. Когда наступает время начала занятий, ученик должен занять соответствующее своему разряду место среди других учеников и сесть в положение сэйдза.

СЕЙДЗА

http://www.aikidoka.ru/study/img/suvatte_sm.gif

Позиция сидя называется сэйдза. Чтобы принять её, необходимо отставить левую заднюю лапу на полшага назад и, согнув её, опереться коленом о татами, при этом сохраняя спину и шею прямыми. Затем точно так же сгибается правая задняя лапа, которая приставляется к левой так, чтобы большие пальцы обеих лап перекрещивались или касались друг друга. Вес тела должен быть в основном сконцентрирован на пятках. Лапки покоятся на бедрах ладонями вниз — пальцы либо слегка развернуты внутрь, либо сжаты в неполный кулак. Расстояние между коленями должно быть таким, чтобы там помещались два кулака.

Разновидности этой позы отличаются друг от друга только положением ног. Допускается не перекрещивать пальцы или же перекрещивать задние лапы в позе "портного" (агура). При этом необходимо соблюдать правило — спина должна оставаться прямой.

Чтобы встать из сэйдза, нужно выполнить всё в обратной последовательности. Ученик отрывает бёдра от пяток, сгибая пальцы ног и упираясь их кончиками в татами (сумасаки). Правое колено отрывается от мата первым, и правая ступня ставится возле левого колена. Затем от мата отрывается левое колено, и левая нога ставится рядом с правой. Все движение должно выполняться быстро и плавно.

Инструктор обычно сидит перед группой, лицом в сторону камидза, так же как и ученики. Он подает сигнал — обычно при помощи хлопка лапками. По этому сигналу вся группа должна выполнить церемониальный поклон из положения сидя.

ДЗАРЕЙ

http://www.aikidoka.ru/study/img/suvatte_rei_sm.gifЦеремониальный поклон в стиле дзарэй начинается с исходного положения сэйдза. Ладони передних лап кладутся перед собой на татами на расстоянии приблизигельно 15 см от коленей, пальцы рук развернуты вовнутрь. Туловище наклоняется вперед (как в рицурей) на угол приблизительно 30 градусов, локти слегка разведены в стороны. Не следует слишком сильно наклонять вперед голову — нужно держать её на одной пинии с остальным туловищем. Ягодицы не должны отрываться от пяток. После того как инструктор развернётся к ученикам лицом, он обменивается дзарэй с ними. Затем инструктор обычно встаёт и начинает разминку, или же, если разминка уже проводилась старшими по разряду учениками, он сразу переходит к демонстрации техник, применяемых в Неуязвимой Черепахе. Юные черепашата смотрят, находясь в сейдза.

По сигналу инструктора, ученики кланяются ему, встают, выбирают себе партнёра (при этом оба выполняют вступительное рицурэй) и начинают парное разучивание приёмов. Когда инструктор хлопает в лапками, ученики снова садятся.

В конце занятия инструктор хлопает в ладоши и усаживается в сэйдза, обратившись лицом к камидза. Он и его ученики совершают поклон дзарэй верхнему месту, после чего инструктор кланяется ученикам и они отвечают ему тем же. Ученики поклоном благодарят инструктора, и на этом занятия окончены.

Link to comment
Share on other sites

2 daToha

СПЛИНТЕР реальный попался
А до этого что, все плюшевыми оказывались? Гы! :)

 

2 КАА

ЗЫ. Первый пункт прочитал - чуть не вывалился из кресла :)...
Один из основных приемов стиля Неуязвимая Черепаха - это неожиданность! Потенциального противника надо удивить, обескуражить и... по возможности рассмешить. А если после этого удастся еще и на пивко развести, то к утру он станет вовсе уже не противником, а собутыльником. ЧИСТАЯ ПОБЕДА!

 

2 NoLAN

Погоди, через пару уроков мы будем проходить как отбиваться и от 150 кг амбалов, и от 180 кг старушек...

Link to comment
Share on other sites

*смотрю на собственное фото и силюсь понять, что у меня за плечами - ни то катаны, ни то тёкуто, ни то сяйкэн... нифига рассмотреть не получается... ладно, расскажу обо всех вкратце*

 

Родина восточных мечей - китай (прявда японцы с этим не согласны). Один из древнейших видов самурайских мечей - тёкуто - был изготовлен за много тысяч лет до нас с вами, дорогие черепашата, в провинции Цао детьми богов. После битвы, дети богов отдали меч людям...

В Японии эту легенду рассказывают несколько иначе. Издревле считалось, что существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Яшмовое Ожерелье и Меч. Согласно легенде богиня Солнца Аматэрасу подарила своему внуку меч и послала его на землю для правления и отправления справедливого суда.

Будучи, по своей сути, боевым оружием меч также нередко являлся святыней украшающей храмы и предметом пожертвования богам. Первое такое известное нам сегодня подношение относится летописью к III веку.

В течение многих столетий меч был одним из основных видов оружия самураев - профессиональных солдат в средневековой Японии. Даже вовремя Первой и Второй Мировых войн мечи носились офицерами японской армии, флота и полиции. Американская атомная бомба сброшенная на Хиросиму 6-го августа 1945 года, стала траурным реквиемом самурайским мечам. После подписания акта капитуляции Японии, они были запрещены к ношению и хранению и конфисковались как холодное оружие. Офицеры и солдаты американских войск вывезли из страны огромное количество "экзотических сувениров", зачастую не подозревая об истинной стоимости этих клинков.

 

В средние века закладывается комплекс Бушидо - свод понятий о самурайской морали, чести, добродетелях. С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования.

Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

 

Основными разновидностями меча были: Тёкуто - древнейший прямой меч.

Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.

Сяйкэн - облегченный "боевой кэн". Именно он (с подачи американского кинематографа) был окрещен "мечем ниндзя", хотя к реальности это имеет мало отношения.

Танто - кинжал или нож самурая, носившийся в паре с катана вместо вакидзаси, длиной до 30 см. (Позже полный набор составляли все три клинка)

Вакидзаси, (Сёто или Кодати) - малый меч (от 30 до 60 см), являлся парой к катана или тачи (тати).

Тати (тачи) - придворная сабля самурая, имеющая клинок такой же длины, как и катана, но отличающаяся от нее способом монтировки и более пышным декоративным убранством. Большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.

Катана или Дайто - самый распространенный вид боевого оружия, большой меч, носившийся острием вверх.

Нодати или О-дати - сверхбольшой двуручные меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем в реальной жизни.

Кайкен – короткий нож, используемый в основном женщинами.

 

 

Для тренировок также использовались бамбуковые мечи - синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи - боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.

 

Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажем" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.

pix1.jpg.dda5eafb829552cdebd6d9de0273d180.jpg

Link to comment
Share on other sites

История возникновения и эволюции японского меча

 

Отковать клинок меча - это не просто было выполнить соответствующую механическую работу. Ремесло это на протяжении многих веков приравнивалось к искусству в самом высоком смысле этого слова, причем на качестве клинков сказывалось и то, что кузнецы часто занимали высокое общественное положение - среди них были самураи и придворные. В начале ХIII в. японский император Го-Тоба, отрекшись от престола, занялся изготовлением клинков, говоря, что это ремесло достойно того, чтобы им занимались принцы. Созванные им лучшие мастера-оружейники страны показывали и передавали ему свое мастерство и обучали его самого. Событие это способствовало появлению первых школ оружейных мастеров, таких как Сендзю-И из провинции Ямасиро, Итимодзи из провинции Бидзэн и др. Клинки изготавливались по всей стране, но лучшие из них были в провинции Ямасира и Бидзэн, где жили самые известные мастера.

До XI в. применялись мечи обоюдоострые или с односторонней заточкой. В этот период происходит замена прямых клинков на кривые. Вплоть до XV в., как правило, мастер-оружейник сам создавал и клинок, и оправу, и ножны, основное внимание уделяя качеству клинка и, в первую очередь, его боевым достоинствам. Но уже с XII в. известны церемониальные богато украшенные мечи, декорировка которых была доведена до высокого художественного уровня. Практически все виды работ по металлу уже были известны в это время и применялись для изготовления и украшения ножен и частей эфеса меча, главной из которых была цуба, служившая для защиты руки от ударов.

К началу XV в. влияние идей дзэн-буддизма еще более возвысило ремесла, особенно металлообработку, и увеличило почтение, которым был окружен меч. Японский обычай запрещал мужчинам носить ювелирные украшения, но они удовлетворяли свое тщеславие, демонстрируя богатое убранство меча и кинжала. Художественная декорировка клинкового оружия выдвинулась на первое место, особенно после 1588 г., когда вышел указ о запрещении простолюдинам носить оружие. Вскоре вслед за этим происходит дифференциация оружейных мастеров - одни продолжают изготовлять клинки, другие же становятся декораторами отдельных элементов оправы к ним, причем в своем мастерстве достигают очень высокого уровня, приближая его к ювелирному искусству.

Важнейшей частью декоративного убранства клинкового оружия была цуба - прямая пластина круглой, овальной, прямо- или многоугольной формы. До XV в. цуба, основным материалом для изготовления которой продолжало оставаться железо, представляла собой круглую пластину с изображением животных, птиц, цветов, листьев или геометрического прямолинейного узора. В ее центре вырезалось отверстие для клинка, а по его бокам - два более мелких отверстия для навершений рукоятей когатана и когай. Если их не предполагалось, то отверстия закрывались металлическими вставками. Впоследствии, от железа перешли к бронзе.

По клинку, носимого самураем, можно было узнать, к какому клану он принадлежит - каждый клан старался отковывать клинки, не похожие на других. Для этой цели японские даймё (князья) имели при себе оружейных мастеров.

 

Способы ношения меча

 

Японцы отличают несколько видов монтировки, т.е. способа ношения меча и сборки ножен:

- Монтировка КЕН, применявшаяся для прямого меча до XI – XII вв., характеризуется двумя большими обоймицами (антабками) на ножнах с отверстиями для шнура. Такое оружие осталось только в храмовых и государственных сокровищницах Страны Восходящего Солнца. Однако, в XVIII – XIX вв. изготавливались придворные мечи-тачи с такой монтировкой в подражание старым.

- Монтировка ДЗИНДАЧИ-ЦУКУРИ характерна тем, что ножны подвешивались на шелковом шнуре, который продевался в специальные отверстия на небольших антабках. Такая монтировка применялась для ношения мечей типа тачи во время придворных церемоний в период сёгуната клана Токугава.

- Монтировка БУКЭ-ЦУКУРИ самая распространенная в японском холодном оружии с XVII в. меч или пара мечей носились за поясом и дополнительно крепились шнуром, продетым в деревянное полукольцо на ножнах.

- При монтировке ШИРАСАЯ ножны использовались не для ношения, а для хранения клинков. Они изготавливались из светлого дерева и не украшались.

tanto.jpg.16933faafbe9152d3048b434d7d23048.jpg

deluxe.jpg.ea512bbd4651f4c28df3779e8f4ea13b.jpg

Link to comment
Share on other sites

Исскуство изготовления меча

 

Процесс изготовления японского меча - это самое настоящее Искусство. Недаром кузнецы ковавшие их особо почитались в средневековой Японии. В процессе изготовления меча были заняты несколько мастеров имевших строго определенную специализацию. Один ковал клинок придавая ему форму и закладывая в него удивительные, на первый взгляд не совместимые качества: твердость режущей кромки, позволяющей долго сохранять отличные режущие качества, и мягкость тыльной стороны лезвия не дающие клинку сломаться при мощном ударе.

 

Другой мастер полировал клинок. Полировку японских мечей нельзя спутать ни с какой другой. С помощью различных шлифовальных камней и зол растений поверхность доводится до такого состояния, что видна глубинная структура металла. Создается впечатление, что клинок покрыт тонким слоем прозрачного льда. Среди мастеров изготовителей мечей искусстные шлифовальщики ценились больше всех.

 

Еще один мастер изготавливал все детали внешней отделки начиная пластины защищавшей руку - цубы и заканчивая мэнуки - украшения рукоятки. То, что все эти предметы подлинные произведения искусства можно легко убедиться на примере многочисленных частных и государственных коллекций. Наконец, ножнами и деревянным основанием рукоятки также занимался отдельный специалист. Делал он это уже после того, как клинок был выкован, отшлифован и к нему были изготовлены все металлические детали внешней отделки. Ножны изготавливались из крепких пород дерева. После тщательной шлифовки и подгонки, они покрывались специальным лаком. Нередко их покрывали инкрустацией или другими украшениями, но это в большей степени относилось к мечам военноначальников или аристократии, чем к мечам простых самураев.

 

Стили боя японским мечом

 

Существуют две главные системы боя на мечах Японии: “Кенджутсу” и “Яйджитсу” (более привычное - кендзюцу и ядзюцу). Через эти две системы все искусство владения японским мечом можно понять и охватить одним взглядом. Кенджутсу является агрессивным стилем, содержащим семь основных техник, четыре для длинного меча и три для короткого. В кенджутсу мало фехтовальных элементов, большое место уделяется выбору уязвимого участка противника и нанесения решающего удара (или серии ударов), ведущего к летальному исходу. Меч принято держать двумя руками, но существует и техника фехтования двумя мечами (малым и большим) одновременно – так называемое "рёто-дзукай".

 

В технику боя мечом входят также и всевозможные техники работы против других видов оружия, таких как другие виды мечей, алебарды, палки, копья и проч. Легендарный Миямото Мисаси ввел в тренировочный процесс деревянный меч “боккен” - точную копию настоящего меча из твердой древесины. Впрочем, н такой меч мог привести не только к серьезной травме, но и к смерти при неосторожном ударе. Поскольку тренировки велись в условиях максимально приближенных к схватке, то такие тренировки были опасны, пока знаменитый мастер Оно Тадаки не ввел употребление на тренировках защитных доспехов - шлема, забрала, нагрудника и проч., а также облегченного бамбукового меча - “синая”. Синай состоит из перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Вес этого учебного оружия около полутора кг., а длина - чуть меньше метра. Параллельно с контактными методами тренировки развивалось искусство “кенджутсу ката” - формальных упражнений - объединившее безопасные методы тренировки и отшлифовывавшее движения. В ката использовались настоящие мечи, и мастера демонстрировали высокую технику владения, разрубая на лету стрекозу или перерубая волос. Существует также мастерство работы с завязанными глазами, в котором используется “внутреннее виденье”, единицы могли работать с завязанными глазами будто с развязанными. Постепенно кенджутсу трансформировалось в кен-до, где “до” символизирует “путь”, “искусство” и означает окончательный поворот от жестокого прикладного искусства к спортивно-духовному началу.

 

Другой веткой японского искусства фехтования является “яйджитсу” - “искусство мобилизации разума”. Это искусство воспитывало навыки мгновенной концентрации при переходе от пассивного, расслабленного состояния и стремительной атаке. Легенда гласит, что юноша Ходзе Дзинсуке, мечтая отомстить выдающемуся мастеру фехтования, убившему его отца, нашел уникальный путь к победе. Он понимал, что обычный поединок с первым фехтовальщиком Японии равносилен самоубийству. После долгих размышлении он пришел к выводу, что единственной возможностью выполнить задуманное не прибегая к убийству из-за угла (которое не дозволял кодекс чести Бусидо), было успеть вынуть меч из ножен и нанести решающий удар до того, как это сделает противник — опередить его на первом этапе, пока он будет извлекать меч из ношен. В течение трех долгих лет оттачивал молодой самурай свое мастерство, единственное движение - обнажение меча, доводя его до немыслимой быстроты. И его расчет оказался правильным - пальцы врага еще только коснулись рукояти меча, а он уже упал, разрубленный быстрым ударом. По сегодняшний день мастери яйджитсу могут разрубить надвое падающую каплю воды и вложить меч в ножны до того, как обе половники капли коснутся земли. Существует много школ этого направления, но все они объединялись общими требованиями - быстрота, неожиданность, четкость исполнении.

 

В яйджитсу весь расчет строится на одном, от силы двух ударах. Поединок начинается из положения сидя на коленях, воин должен молниеносным, почти невидимым движением выхватить меч и атаковать, при этом он может даже резко подпрыгнуть с колеи вверх и нанести удар и прыжке. Скорость должна быть такой, чтобы противник не успел опомниться и уклониться в сторону. Такое искусство требовало исключительной физической, психической и духовной подготовки. Традиционно считается, что искусство яйджитсу носит оборонительный характер, и в тренировке значительное внимание уделяется ментальному тренингу. Однако, часть мастеров были сторонниками первого, упреждающего удара, который не оставляет шансов противнику. “Разить прежде чем поразят тебя” - таков принцип применения яйджитсу и практическом поединке (сравните - "Лучший способ защиты - нападение").

 

В настоящее время все школы яйджитсу объединены в единой федерации кен-до, которое сохранилось как национальный вид спорта и способ физического воспитания.

Link to comment
Share on other sites

Только, коллега Сплинтер, я тебя умоляю: не пиши "ш", "дж", "ч" - нету таких звуков в японском. Не надо в лоб перекладывать с ромадзи на киридзи. И правильнее всё-таки "дз" вместо "ц" в начале слова.

 

Меч тот, который входит в число трёх императорских регалий - кэн, который Сусаноо-но-Микото вырубил из хвоста дракона.

 

ЗЫ. Надо будет как-нибудь кинуть сюда свои посты с Волчьего Клуба...

 

ЗЗЫ. Потом как-нибудь ошибки исправлю, ежели ты не против...

Link to comment
Share on other sites

2 KAA

Потом как-нибудь ошибки исправлю, ежели ты не против...
Буду только "за", особенно если будешь говорить где именно нашел и в чем заключается... Дабы дважды не ляпать.

(хочу учиться хотя бы на своих ошибках... "путь к совершенству бесконечен" (с) )

 

я тебя умоляю: не пиши "ш", "дж", "ч" - нету таких звуков в японском.
Ыыыххх! Вот на самом деле тут вопрос весьма двоякий: с одной стороны, действительно нет такого звука у японцев, с другой стороны - есть устоявшаяся русская фонетическая форма. Я, честно говоря, не знаю как писать правильнее. К тому же меня самого учили во второй манере, а привычка - она вторая натура... С точки зрения яп. фонетики, ты бесспорно прав, но если кто-то заинтересуется темой серьезнее, чем на уровне моих форумных "полустёбов" и захочет поискать дополнительную инфу, то в большинстве книг и журналов РСА Кендо все эти термины написаны с "ч" и "ш"... С другой стороны, есть немало литературы (в основном более новой), где употребляется первая манера написания.

Т.е. например, тачи и тати... Я написал и так и так, потому что ода варианта встречаются довольно часто.

Еще одна проблема в том, что японцы произносят одно, латиницей записывают другое, а наши переводчики-японисты пишут в русскоязычных материалах третье. Например: звучит "К'ёсир'a" - первый гласный - среднее между "а", "о" и "ё", последнее "а" придыхательное, "полузвучное"; пишется "Kashira" - "sh" традиционно читается как "ш", открытое "i" - как ай [суммарно - кешайра], а русский термин, используемый кендошниками - "Кашира" (как вариант "Касира"). Аналогичная проблема с, допустим, "Кojiri"... В таком сочетании "j" должна бы читаться как "дж", но японцы при этом подразумевают "кодзири"...

"В чем правда, брат?" (с) :)

Отдельный аспект - ударения. Например, нам более привычно слово "бокЕн" (с удар. на "е"), в то время, как правильнее было бы бОкЭн (т.к. это конкотенация двух отдельных слов - палка и меч), но двуударное короткое слово русским людям правильно выговорить сложновато. Полюбому приходится коверкать.

Хотя, опять же, повторяю, не знаю как говорить правильнее: и у того, и у другого способа слишком авторитетные сторонники, а я не настолько разбираюсь в вопросе, чтобы оспаривать их точку зрения.

Меч тот, который входит в число трёх императорских регалий - кэн, который Сусаноо-но-Микото вырубил из хвоста дракона.
Кстати, не знал... Спасибо!
Link to comment
Share on other sites

Насчёт транскрипций - всё просто. Кроме книжек про кэн-до, есть ещё книжки по языку :). Транскрипции с дж, ч, ш появились в результате перевода на русский с ромадзи. А это, мягко говоря, не совсем правильно - через двойной перевод всё это ваять. Есть же учебники по японскому языку, в конце концов (изначально русскоязычные, а не переведенные с английского) - я там покаместь "дж"-"ч"-"ш" не встречал... Понятно, что есть условности - языки фонетически имеют отличия.
Link to comment
Share on other sites

(Я рассматриваю на примере катаны, но для большинства остальных клинков все аналогично; изменения будут весьма незначительными. Возможно, опишу их опосля...)

Значимые элементы (в алфавитном порядке).

Ashi - аси - петли для крепления меча к поясу

Boshi - боси - линия закалки на острие

Fuchi - фучи - муфта рукоятки

Ito - ито - шнур

Ji - дзи - лезвие

Ha - ха - режущая кромка

Hada - хада - концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникающие во время фальцовки

Ha-machi - ха-мачи - край режущей кромки

Hamon - хамон - линия закалки

Horimono - хоримоно - крепёжная муфта, фиксирующая клинок в одном положении

Kabuto-gane - кабуто-ганэ - место для хранения: кодзука - ножа и когай - многофункциональной булавки; или увари-маси - палочек

Kashira - касира - головка рукоятки

Kissaki - киссаки - остриё

Koiguchi - коигучи - вход в ножны

Kojiri - кодзири - оконечность ножен

Kurikata - куриката - петля для завязок

Mei - мэй - надписи на основании лезвия (имя кузнеца, год, опробование на смертниках или трупах, и т.д.)

Menuki - мэнуки - орнамент рукоятки

Mekugi - мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий основание лезвия в рукоятке клинка

Mekugi-ana - мэкуги-ана - отверстие для скрепляющего штыря

Mune - мунэ - тупой конец клинка

Mune-machi - мунэ-мачи - край тупого конца клинка

Nekago - нэкаго - основание лезвия

Obi - оби -пояс, которым перепоясывалась традиционная одежда самураев

Оbi-tori - обитори - кольцо, в которое продевался пояс оби для закрепления меча.

O-seppa - о-сэппа - большая шайба

Sageo - сагэо - завязки

Same - самэ - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку

Saya - сая - ножны (не путайте с саи, сай!)

Sayagaki - cаягаки (сягаки) - надпись на ножнах, рассказывающая о мече (иногда девиз, типа "служу истине", "незнающий промаха" и т.д.)

Saya-ito - сая-ито - шнур на ножнах; традиционно для украшения сая использовалась обмотка разнообразными шнурами - в более простых ножнах это мог быть кожаный или нитяной шнур, в парадных ножнах это могло быть т.н. золотое плетение

Saya-jiri - сая-дзири - оконечность ножен

Semegane - самэганэ - круги из кожи (в старинных мечах это кожа ската).

Seppa - сэппа - шайбы

Shinogi - синоги - ребро клинка

Shinogi-ji - синоги-дзи - плоская часть клинка

Tsuba - цуба - гарда

Tsuka-ito - цука-ито - шнур на рукояти; чаше всего спиралевидной формы (возм. двойная спираль)

Tsuka - цука - рукоятка

Yasuri-mei - ясури-мэй - насечка напильником на основании лезвия

Yokote - ёкотэ - разделяющая линия острия

 

Если у европпейцев классическая "тройка" - это брюки, пиджак и жилетка, то у самураев - катана, вакидзачи (вакидзаси), танто. :)

Катана - наиболее длинная, танто - наиболее короткая... Каждая последующая - от 2/3 до 1/2 длинны предыдущей.

s001a.gif.507ab77e8dcc1c09dce43a986fc917d7.gif

s001b.gif.36a5f6608490a79aec90bace4d9c24df.gif

s001c.gif.d6479398fc4c1e59cfee9305382d2d1c.gif

s001.gif.fbfb217c45482ac0e5a7cd295be4d60a.gif

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...