Jump to content

Рабочая версия музликбеза


Lady in Red
 Share

Recommended Posts

Термины, требующие определения (в хаотичной последовательности):

Гармония

Мелодия

Тоника

Звукоряд

Тональность

Гармонические (тональные) функции (TSD и т.п.)

"Параллельные" тональности (родство тональностей) - ?

Лад: Мажор

Лад: Минор

Ключ

Ключевые знаки

Случайные знаки

Секвенция

Link to comment
Share on other sites

Интервал

Соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервал может быть мелодическим (при последовательном звучании звуков) или гармоническим (при одновременном звучании).

Интервалы бывают простыми (в пределах октавы) и составными (больше октавы, но меньше двух).

Количественно интервал характеризуется количеством (ступеней) между составляющими егозвуками, качественно - конкретным числом тонов и полутонов, его составляющих. Названия интервалов - латинские и означают номер ступени, отсчитанный от основного тона интервала:

прима - "первая" ("унисон" - когда оба звука находятся на одной высоте, 0 тонов)

секунда - "вторая" (малая - полутон, большая - тон)

терция - "третья" (малая - 1,5 тона, большая - 2 тона)

кварта - "четвёртая" (чистая - 2,5 тона)

квинта - "пятая" (чистая - 3,5 тона)

секста - "шестая" (малая - 4 тона, большая - 4,5 тона)

септима - "седьмая" (малая - 5 тонов, большая - 5,5 тонов)

октава - "восьмая" (чистая - 6 тонов)

нона (секунда через октаву)

децима (терция через октаву)

ундецима (кварта через октаву)

дуодецима (квинта через октаву)

терцдецима (секста через октаву)

квартдецима (септима через октаву)

квинтдецима (две октавы)

 

Диатонический интервал - интервал, образованный при помощи неизменённых ступеней музыкального лада.

Хроматический интервал - музыкальный интервал, образованный при помощи хроматически измененных (т.н. "альтерированных") ступеней лада.

 

Хроматические интервалы: тритоны и т.п. - ?

Link to comment
Share on other sites

Аккорд (от франц. accord, букв. - "согласие") - сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Звуки в аккорде располагаются главным образом по терциям. Различают трезвучие (3 звука), септаккорд (как правило, 4 звука), нонаккорд (как правило, 5 звука), ундецимаккорд (как правило, 6 звуков, используется довольно редко). За исключением трезвучия, получившего своё название по количеству звуков, остальные аккорды именуются по интервалу, образующемуся между крайними звуками аккорда в его основном виде (т.е., между басом и верхним звуком аккорда при его "нормальном", терцовом, расположении).

Полное наименование аккорда - это характеристика как вида аккорда, так и точного указания интервала между крайними звуками ( для септаккордов - также и трезвучия, лежащего в его основе). Примеры: увеличенное трезвучие (трезвучие с увеличенной квинтой между крайними звуками); малый минорный септаккорд (септаккорд с малой септимой между крайними звуками и минорным трезвучием в основе).

Иногда используются т.н. "неполные" аккорды, в которых пропускается один звук (чаще всего третий, квинтовый тон).

 

Обращения аккордов

Как и интервалы, аккорды могут иметь обращения, получающиеся путём такой перестановки звуков, когда в бас помещается любой звук из составляющих аккорд, кроме основного тона. Называются обращения аккордов по интервалам, образующимся между басом и основным тоном (для септаккордов - между басом, основным тоном и септимой ("верхним" звуком исходного аккорда).

Для трезвучий это секстаккорд и квартсекстаккорд; для септаккордов квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Обращения нонаккорда и ундецимаккорда практически не применяются.

Link to comment
Share on other sites

Гармония

Совокупность выразительных средств музыки, основанных на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в гармонии имеют аккорды. В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции: некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие - как неустойчивые. Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов.

Аккорды и их последования не только подчиняются логическим закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими, образными) качествами. Однако выразительность гармонии зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей стороны, гармония влияет на восприятие мелодии. Гармония участвует в созидании музыкальной формы. В построении различных форм существенно значение многих гармонических средств (например, соотношения и последования тональностей).

Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля - как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории.

Link to comment
Share on other sites

Аккорды...

Возможно стоит добавить про разрешение аккордов

 

Мелодия...

- еще одно значение: мелодия и аккомпанимент. Туда же - канон.

 

Кстати, может быть "октаву" дать не только как интервал?.. Названия октав?..

Link to comment
Share on other sites

Матиас, прежде чем писать свои предложения - посмотри, какие определения там уже есть.
Посмотрел. Из списка терминов, требующих расшифровки, можно вычеркнуть сонату и кантату, но определений терминов "симфония", "увертюра" и "рапсодия" там нету.
Link to comment
Share on other sites

Не думаю, что нужно писать о разрешениях аккордов подробнее, хотя общий принцип, может, и нужен. Вообще, в определении гармони говорится о логике ладофункционального движения и естественности голосоведения... так что не знаю. Это всё-таки мини музликбез, а не справочник для поступающих в музыкальный вуз :rolleyes: ...
Link to comment
Share on other sites

2 Lady in Red

Динамические оттенки - форте, piano-pianissimo, fortissimo и т.д. ... Diminuendo, decrescendo... Cpедства акцентирования - forzato, sforzato и др. Лигато, стоккатто...

 

У тебя уже были затронуты вопросы муз.выразительности... Имхо, это туда же стоило бы отправить.

 

Неустойчивые аккорды и разрешения: мне просто показалось, что чуть-чуть бы поподробнее, а то тем кто с соль-фо не "на ты" непонятно будет.

Link to comment
Share on other sites

2 Lady in Red

Кстати, ты составляешь subj исключительно в рамках классической муз.теории или можно тебя вывести на такие сомнительные темы, как нетоновая гамма и относительные звуки? Или, возможно, будет отдельная тема?

Соответственно, фоны, соны, звуковое давление, перотудо - всё туда? Или сюда?

Link to comment
Share on other sites

2 КАА

Упс... точно! Спасибо...

А я с чего-то решил, что легато от слова лига образовано... Чертовски заковыристая штука этот русский язык, да еще и с итальянским уклоном!

Подсказывала ж мне интуиция, что надо латиницей писать...

 

Кстати, выяснилось что пишется ператудо... :(

*пошел читать Даля*

Link to comment
Share on other sites

можно тебя вывести на такие сомнительные темы, как нетоновая гамма и относительные звуки?
Меня - нет. Я в этом ничего не понимаю совершенно, несмотря на "пройденный" курс "современной музыки"...
Link to comment
Share on other sites

2 Lady in Red

Э... енто раздел теория синтезирования звука.

Нетоновое построение: звук можно изменять тонами (до + 1 тон = ре), а можно герцами (до субконтроктавы = 16Hz). Ну и всё оттуда вытекающее...

Link to comment
Share on other sites

Современная музыка тут особо ни при чём. В мире уже несколько тысяч лет как полно музыки, не основанной на ладовой системе, и полно музыки ладовой, но основанной на совершенно других ладах.
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...