Lady in Red Posted January 10, 2006 Share Posted January 10, 2006 Термины, требующие определения (в хаотичной последовательности): Гармония Мелодия Тоника Звукоряд Тональность Гармонические (тональные) функции (TSD и т.п.) "Параллельные" тональности (родство тональностей) - ? Лад: Мажор Лад: Минор Ключ Ключевые знаки Случайные знаки Секвенция Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted January 10, 2006 Author Share Posted January 10, 2006 Интервал Соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервал может быть мелодическим (при последовательном звучании звуков) или гармоническим (при одновременном звучании). Интервалы бывают простыми (в пределах октавы) и составными (больше октавы, но меньше двух). Количественно интервал характеризуется количеством (ступеней) между составляющими егозвуками, качественно - конкретным числом тонов и полутонов, его составляющих. Названия интервалов - латинские и означают номер ступени, отсчитанный от основного тона интервала: прима - "первая" ("унисон" - когда оба звука находятся на одной высоте, 0 тонов) секунда - "вторая" (малая - полутон, большая - тон) терция - "третья" (малая - 1,5 тона, большая - 2 тона) кварта - "четвёртая" (чистая - 2,5 тона) квинта - "пятая" (чистая - 3,5 тона) секста - "шестая" (малая - 4 тона, большая - 4,5 тона) септима - "седьмая" (малая - 5 тонов, большая - 5,5 тонов) октава - "восьмая" (чистая - 6 тонов) нона (секунда через октаву) децима (терция через октаву) ундецима (кварта через октаву) дуодецима (квинта через октаву) терцдецима (секста через октаву) квартдецима (септима через октаву) квинтдецима (две октавы) Диатонический интервал - интервал, образованный при помощи неизменённых ступеней музыкального лада. Хроматический интервал - музыкальный интервал, образованный при помощи хроматически измененных (т.н. "альтерированных") ступеней лада. Хроматические интервалы: тритоны и т.п. - ? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted January 10, 2006 Author Share Posted January 10, 2006 Аккорд (от франц. accord, букв. - "согласие") - сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Звуки в аккорде располагаются главным образом по терциям. Различают трезвучие (3 звука), септаккорд (как правило, 4 звука), нонаккорд (как правило, 5 звука), ундецимаккорд (как правило, 6 звуков, используется довольно редко). За исключением трезвучия, получившего своё название по количеству звуков, остальные аккорды именуются по интервалу, образующемуся между крайними звуками аккорда в его основном виде (т.е., между басом и верхним звуком аккорда при его "нормальном", терцовом, расположении). Полное наименование аккорда - это характеристика как вида аккорда, так и точного указания интервала между крайними звуками ( для септаккордов - также и трезвучия, лежащего в его основе). Примеры: увеличенное трезвучие (трезвучие с увеличенной квинтой между крайними звуками); малый минорный септаккорд (септаккорд с малой септимой между крайними звуками и минорным трезвучием в основе). Иногда используются т.н. "неполные" аккорды, в которых пропускается один звук (чаще всего третий, квинтовый тон). Обращения аккордов Как и интервалы, аккорды могут иметь обращения, получающиеся путём такой перестановки звуков, когда в бас помещается любой звук из составляющих аккорд, кроме основного тона. Называются обращения аккордов по интервалам, образующимся между басом и основным тоном (для септаккордов - между басом, основным тоном и септимой ("верхним" звуком исходного аккорда). Для трезвучий это секстаккорд и квартсекстаккорд; для септаккордов квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Обращения нонаккорда и ундецимаккорда практически не применяются. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted January 12, 2006 Author Share Posted January 12, 2006 Мелодия - художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный как ритмически, так и ладово-интонационно. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted January 12, 2006 Author Share Posted January 12, 2006 Гармония Совокупность выразительных средств музыки, основанных на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в гармонии имеют аккорды. В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции: некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие - как неустойчивые. Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов. Аккорды и их последования не только подчиняются логическим закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими, образными) качествами. Однако выразительность гармонии зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей стороны, гармония влияет на восприятие мелодии. Гармония участвует в созидании музыкальной формы. В построении различных форм существенно значение многих гармонических средств (например, соотношения и последования тональностей). Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля - как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Транспонирование Синкопа Такт Размер Ритм Темп Доминанта ЗЫ: еще терминов для дешифровки подкинуть?.. словарные статьи нужны?.. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Matias Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Соната Кантата Увертюра Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Matias Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Симфония Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Matias Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Рапсодия Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Матиас, прежде чем писать свои предложения - посмотри, какие определения там уже есть. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Аккорды... Возможно стоит добавить про разрешение аккордов Мелодия... - еще одно значение: мелодия и аккомпанимент. Туда же - канон. Кстати, может быть "октаву" дать не только как интервал?.. Названия октав?.. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Matias Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Матиас, прежде чем писать свои предложения - посмотри, какие определения там уже есть.Посмотрел. Из списка терминов, требующих расшифровки, можно вычеркнуть сонату и кантату, но определений терминов "симфония", "увертюра" и "рапсодия" там нету. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted January 13, 2006 Share Posted January 13, 2006 Я в курсе ... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted January 14, 2006 Author Share Posted January 14, 2006 ДоминантаЯ ж написала: Гармонические (тональные) функции (TSD и т.д.). Доминанта, как и тоника с субдоминантой, туда входит . Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted January 14, 2006 Author Share Posted January 14, 2006 Не думаю, что нужно писать о разрешениях аккордов подробнее, хотя общий принцип, может, и нужен. Вообще, в определении гармони говорится о логике ладофункционального движения и естественности голосоведения... так что не знаю. Это всё-таки мини музликбез, а не справочник для поступающих в музыкальный вуз ... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted January 14, 2006 Share Posted January 14, 2006 Надо собраться с силами и адаптировать это под словарь ... Завтра попробую... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Matias Posted January 14, 2006 Share Posted January 14, 2006 Хорал Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 16, 2006 Share Posted January 16, 2006 2 Lady in Red Динамические оттенки - форте, piano-pianissimo, fortissimo и т.д. ... Diminuendo, decrescendo... Cpедства акцентирования - forzato, sforzato и др. Лигато, стоккатто... У тебя уже были затронуты вопросы муз.выразительности... Имхо, это туда же стоило бы отправить. Неустойчивые аккорды и разрешения: мне просто показалось, что чуть-чуть бы поподробнее, а то тем кто с соль-фо не "на ты" непонятно будет. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 16, 2006 Share Posted January 16, 2006 2 Lady in Red Кстати, ты составляешь subj исключительно в рамках классической муз.теории или можно тебя вывести на такие сомнительные темы, как нетоновая гамма и относительные звуки? Или, возможно, будет отдельная тема? Соответственно, фоны, соны, звуковое давление, перотудо - всё туда? Или сюда? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted January 16, 2006 Share Posted January 16, 2006 Лигато, стоккатто... ЛЕгато, стАккато ... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 16, 2006 Share Posted January 16, 2006 2 КАА Упс... точно! Спасибо... А я с чего-то решил, что легато от слова лига образовано... Чертовски заковыристая штука этот русский язык, да еще и с итальянским уклоном! Подсказывала ж мне интуиция, что надо латиницей писать... Кстати, выяснилось что пишется ператудо... *пошел читать Даля* Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted January 16, 2006 Author Share Posted January 16, 2006 можно тебя вывести на такие сомнительные темы, как нетоновая гамма и относительные звуки?Меня - нет. Я в этом ничего не понимаю совершенно, несмотря на "пройденный" курс "современной музыки"... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 16, 2006 Share Posted January 16, 2006 2 Lady in Red Э... енто раздел теория синтезирования звука. Нетоновое построение: звук можно изменять тонами (до + 1 тон = ре), а можно герцами (до субконтроктавы = 16Hz). Ну и всё оттуда вытекающее... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jourando Posted January 18, 2006 Share Posted January 18, 2006 2 Lady in Red Я в этом и сам как свинья в апельсинах... Любопытно было, не знаешь ли ты. Вопрос снят. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted January 18, 2006 Share Posted January 18, 2006 Современная музыка тут особо ни при чём. В мире уже несколько тысяч лет как полно музыки, не основанной на ладовой системе, и полно музыки ладовой, но основанной на совершенно других ладах. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.