Jump to content

Как правильно держать мыша?


Recommended Posts

Исчо раз о мышах... О мышках... О мышушках...

Ну не суть как назвать, дело в самих мышках...

Итак... Про шарико-подшипные мышки уже не веду и речи, благо давно уже почили благополучно оные... да и не суть какие именно мышки с технической стороны...

Поясню вкратце... Мышь она как... ну не знаю даже как назвать красивее. Мышка она как обувь – должна быть по ноге, то есть по руке.

Я дома юзаю уже больше года мышку, в которую влюбилась с первого взгляда в магазине, вроде даже у меня она на аватарке побывала – логитечевская мыша, беспроводная, ну хвост купированные. Гы. Она довольно большая, до недавнего времени мне казклось, что она среднего размера. Теперь поняла что нет...

В чем суть. На работе у меня оказалась мышка нормальная обычная. Но.... взяла аеё и поняла, что не могу с ней работать. То есть вообще. Она стандартного размера, но в моей лапе она просто утонула. Я привыкла же , что мышка должна быть большой, чтобы рука на ней лежала, вниз не падая с неё. А тут – мыша реально маленькая:( У меня ж лапы большие, вот Тканов знает, мерил, пальцы длинные, с маленькой мышиной спинки рука спадает...

И вот родилась мысль... А вообще как должна лежать рука на мышке? Вот на моей домашней у меня на коврике лежит запястье и кончик мизинца – всё. Большой палец захватил боковые кнопки, большой палец на левой кнопке, средний на правой, средним же и указательным поочередно колесико кручу. Безымянный палец в бездействии касается краешка мышки...

На работе же на мышке стандартного размера у меня коврика касаются почти все пальцы, то есть если дома сам верх мыши у меня приходится на первые фаланги пальцев, то на работе – на середину ладони...

Короче говоря – мне интересно – как правильно держать руку на мышке? Ну или хотя бы не правильно, а как более распространено?..

Link to comment
Share on other sites

Проблемы постановки рук

 

(теоретическое обоснование)

 

 

Разобщенная постановка рук - самый ответственный момент постановочного периода, который требует строго учитывать физиологические закономерности двигательных действий рук.

 

Напомним, что приступать к работе по постановке рук следует только после специальной подготовки корпуса ученика. Важнейшие условия этого процесса: нахождение обоснованных ранее оптимальных точек опоры для корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. На мой взгляд, даже в современной методической литературе проблеме предварительной двигательной подготовки ученика уделено недостаточно внимания.

Предлагаемая система постановки рук требует большой аккуратности. Недостаточно точное действие одного из звеньев цепи ведет к нарушению всей системы и самым негативным образом влияет на качество игры исполнителя. Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует вести строго последовательно, добиваясь их максимального единства.

 

Рука, ее значение в жизнедеятельности человека; специфические особенности ее двигательных действий

 

1. Рука - наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвижных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют исключительное значение во всех ее действиях.

 

2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкретные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и находится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие конкретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изолированных локальных действий и служит основной причиной нарушений взаимодействий всех частей функционирующей руки.

 

3. Мышечные группы частей руки весьма различны по своим физическим возможностям: от весьма сильных - зона лопатки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма слабых - зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвижность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зонами руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышечных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мышечным перенапряжениям.

 

Для того, чтобы правильно организовать двигательный процесс начинающего ученика, необходимо не только знать основные причины, вызывающие указанные негативные явления, но и уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначальной постановкой. В этом и заключается основная задача педагога в предпостановочный и постановочный периоды занятий.

 

Суммируя вышеизложенное, подчеркнем, что основные положения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой, заключаются в том, что, приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную для его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педагога - собрать все изолированные части руки в единую двигательную систему, организовать их синхронные действия, что, как показывает практика, процесс весьма сложный.

Важно также помнить, что фетишизация действий кистевого сустава - явление довольно частое в музыкальной педагогике - усугубляет его изоляцию от всех частей руки, расбалансирование всей системы руки и ее напряженное состояние.

Столь же важно помнить, что одна из основных причин напряженного состояния руки в процессе ее игровых двигательных действий - неправильный, с точки зрения физиологии, подъем руки непосредственно вперед.

 

Ощущение руки как составной части корпуса, функционирующей за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевого сустава и плеча Специфические особенности, обусловливающие ощущения руки как составной части корпуса, характеризуются:

а) стабильным ощущением зоны лопатки как начала руки. Необходимые ощущения формируются на основе постоянного контакта мышечных групп лопатки со всеми мышечными группами области спины;

б) постоянным ощущением плечевой части руки как ведущей, формирующимся при обязательном отведении ее назад -в сторону лопатки.

Таким образом, рука как составная часть корпуса ощущается только в ее непосредственной связи с мышечными группами спинной области - особенно зоны лопаток. Все двигательные действия руки осуществляются за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевых суставов и плеча. Только после воспитания у ученика стабильных ощущений единства действий рук и корпуса следует приступать к формированию сложнейших двигательных структур, связанных со спецификой их двигательных действий.

Основу функционирования руки сформулировал И. Лесман- один из основоположников современной скрипичной методики: "Рука должна работать вся целиком, так чтобы ни одна из ее частей не ощущалась в своей функции отдельно... В работе... руки должны всегда принимать участие ее основные (силовые - В. М.) части: лопатка и ключица. Участие этих частей руки в общей ее работе не должно однако нарушать ее единства, ощущаться как отдельная функция"

Только на этой основе в игровом аппарате могут быть созданы необходимые предпосылки для возникновения "фазы наивысшей игровой проводимости", как ее определяет Н. Бернштейн.

Ощущение всей руки как единой двигательной системы целесообразно воспитывать у ученика первоначально при опущенном - нейтральном ее положении. В дальнейшем - во время подъема руки в рабочее положение - исключительно важно организовать двигательные действия руки в физиологически правильном направлении и сохранить те фундаментальные ощущения единства всех частей руки, которые были воспитаны при опущенной руке. На этой основе в дальнейшем будут воспитываться все сложнейшие двигательные действия руки

Учитывая, что область лопатки является началом руки, наиболее естественное для руки первичное движение - отведение ее назад.

В то же время все двигательные действия руки происходят при вынужденном выносе ее вперед.

 

Основная задача и основная трудность при постановке рук заключается в преодолении упомянутых двигательных противоречий.

Таким образом, воспитание у ученика стабильных ощущений единства в действиях рук и корпуса - основная задача предпостановочного периода обучения. Формирование двигательных действий рук вне их связи или без должной связи с силовыми действиями всего корпуса - особенно области спины - грубейшая ошибка педагогики, чреватая в дальнейшем самыми негативными последствиями.

 

Воспитание стабильного ощущения веса руки Специфическая особенность профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с поднятыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно находиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду игра как в положении стоя, так и сидя. На какой принципиальной основе следует формировать процесс звукоизвлечения, учитывая специфику постоянно неестественного положения рук?

Современная методика убедительно доказывает, что весовой принцип звукоизвлечения наиболее рационален, прогрессивен и эффективен в отличие от силового, базирующегося в основном на принципе нажимных действий руки. Управление процессом звукоизвлечения заключается в умении регулировать соотношение веса руки и силы ее нажима непосредственно на струну и пользоваться разнообразными видами атак. Что подразумевает понятие "вес руки", каковы рациональные методы воспитания этого ощущения, и, наконец, какова взаимосвязь понятий "вся рука" и "вес руки"?

Совершенно очевидно, что ощущения веса руки базируются на ощущениях веса всех ее частей как целостной единой системы и формируются на основе постоянных контактов двух крайних точечных зон руки - мышечных групп лопатки и мышечных групп кисти и пальцев.

Воспитание этого фундаментального ощущения наиболее эффективно при нахождении рукой конкретных (осязаемых) точек опоры на плоскости - первичное действие и перенесение этих ощущений на руку, находящуюся в поднятом - подвешенном положении - вторичное действие.

В опущенном, фиксированном к боку положении рука яснее всего ощущается как часть корпуса. При этом точки опоры корпуса на ноги являются общими для всех его частей, в том числе и для рук. Таким образом, ощущения "всей руки", а, следовательно, и ощущения ее веса в руке провисшей вдоль корпуса проявляется оптимально. Если ощущение веса руки четко не зафиксировать в памяти ученика до ее подъема, то при подъеме руки оно неизменно теряется.

Вес всей руки формируется на основе максимального ощущения веса ее силовой зоны. В свою очередь, ощущение веса силовой зоны формируется не только на базе ее собственного веса. Силовая зона руки, особенно ее лопаточная область, контактирует непосредственно со всеми мышечными группами спины. Следовательно, к ощущению ее собственного веса добавляются, в известной степени, и ощущения веса мышечных групп, соседствующих с областью лопатки и отдаленных от нее. В данном случае наблюдается своего рода цепная реакция: взаимодействующие мышечные группы спины передают часть своего веса на руку при ее опоре на конкретную плоскость. Естественно, подобная "прибавка" веса при контакте руки с музыкальным инструментом диктуется динамической необходимостью, связанной с увеличением или уменьшением нажима руки на струну.

 

Формирование стабильного ощущения веса всей руки при опущенном ее положении и сохранение этого ощущения при ее подъеме предполагают три этапа действий:

1. Исходное положение: рука опущена вниз, пальцы сложены в кулак, плечевая часть руки несколько отведена в сторону спины (лопатки) и плотно фиксирована на боку. Сосредоточение внимания на стабильном ощущении веса всей руки - от лопатки до кисти и пальцев, при опоре плечевой ее части на корпус.

2. Плечевая часть руки остается в неизменном - опущенном, фиксированном положении, локтевой сустав сгибается и поднимает предплечье кверху, приближая его к плечевой части руки;

3. Из второго положения плечевая часть руки поднимается; при этом она отводится в сторону и несколько назад - движение плечевой части по дугообразной линии.

 

Непременное условие сохранения формирующихся ощущений - соблюдение принципа подъема плечевой части руки в естественном, физиологически обоснованном направлении - отведение ее в сторону и назад.

Неизменное соблюдение этих условий - одна из трудностей профессии музыканта.

На первых двух этапах - при неизменном положении силовой зоны руки - первичные ощущения веса всей руки полностью сохраняются. Это достигается за счет того, что вес силовой зоны руки намного больше, чем игровой. В силу этого любые изменения положения игровой зоны руки при неизменном положении силовой не оказывают какого-либо существенного влияния на изменение ощущений веса всей руки.

 

Вывод: воспитание ощущения веса руки при опущенном положении и сохранении этого ощущения при ее подъеме формируется на основе опоры руки на конкретную плоскость.

Эффективность системы состоит в том, что последовательность воспитываемых навыков позволяет ученику научиться концентрировать внимание на базовых ощущениях руки и почувствовать конкретные ощущения опоры руки на плоскость и ее вес. При подъеме руки - концентрация внимания ученика на ее плечевой части дает возможность не только сохранить все конкретные базовые ощущения, но и постепенно трансформировать их в ассоциативные.

Сохранить основные ощущения руки при ее подъеме позволяет предельная концентрация внимания ученика на ощущении силовой зоны руки.

 

Плечевой сустав и его мышечные группы - их взаимодействия с мышечными группами области лопатки

 

Плечевой сустав - самый подвижный в системе руки, он окружен со всех сторон активно действующими силовыми мышечными группами разнонаправленного действия. Совместно с мышечными группами плечевого сустава постоянно функционируют мышечные группы областей лопатки, ключицы, груди, плечевой части руки и предплечья. Согласованные действия всех перечисленных мышечных групп дают возможность руке совершать самые разнообразные движения во всех направлениях и плоскостях с минимально необходимой степенью напряжения.

 

Напомним, что в числе мышечных групп имеются: сгибатели и разгибатели, вращающие и возвращающие, приводящие и отводящие. На основе взаимодействия мышечных групп все части двигающейся руки действуют как хорошо отлаженный единый организм. Координация действий заключается в строгом разграничении их усилий: при работе (напряжениях) мышц одного направления мышцы противоположного направления, то есть антагонисты, должны находиться в относительно пассивном - расслабленном состоянии. Смешанные действия разнонаправленных мышечных групп - их активные совместные усилия приводят к двигательному хаосу и перенапряжениям не только данной группы мышц, но и остальных мышечных групп, ибо любое локальное перенапряжение отзывается на всем организме. Педагог, работающий с начинающим учеником, должен строго контролировать работу разнонаправленных мышечных групп, предупреждая тем самым хаотичность их действий.

 

Формирование ощущений плечевой части руки как ведущей дает возможность сохранять единство всех частей руки при подъемах и выносах ее вперед в рабочее положение. Более того, стабильные ощущения веса всей руки формируются на основе первичности ощущений веса ее силовой зоны, а первичные ощущения единства действий руки формируются при отведении ее плечевой части назад.

 

Вывод: функционирование руки как единой двигательной системы полностью зависит от тех согласованных действий мышечных групп области плечевого пояса и плечевого сустава, которые возникают при подъеме, сгибании и разгибании локтевого сустава, а также сгибании и разгибании кисти и пальцев. (с) Владимир Мазель

Link to comment
Share on other sites

Ты права, конечно же нет! Зато мысли - глубокие:

 

Рука - наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвижных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют исключительное значение во всех ее действиях.

 

Мышечные группы частей руки весьма различны по своим физическим возможностям: от весьма сильных - зона лопатки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма слабых - зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвижность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зонами руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышечных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мышечным перенапряжениям

Link to comment
Share on other sites

Не надо меня грубо убивать, мне мысль пришла - носишь на работу домашнего мыша и получаешь ещё башли (за его амортизацию)
Link to comment
Share on other sites

Да щас... Я раньше на себя руки наложу, нежели позволю моей любимой мыше покинуть территорию...
Лучше наложи руки на Тканова. Разом двумя проблемами меньше.

 

А по сабжу - таже проблема с клавиатурой. Только у мну ей уже... девять али около того лет...

Link to comment
Share on other sites

Блин:( У меня от офисной мышы рука устает:((( Блин:((

Че за фигня...

Лео, был вроде топег о том каким пальцем колесико крутим, а не о том как держим... или был и про то как держим?..

Link to comment
Share on other sites

Я держу мышаков большим и безымянными пальцами, поэтому особых проблем с размером нет. Привычку выработал на макинтошевских мышах-"шайбах" (если кто в курсе)

ЗЫ соврал - держу-то я большим и мизинцем )))

Link to comment
Share on other sites

Лео, был вроде топег о том каким пальцем колесико крутим, а не о том как держим... или был и про то как держим?..
Ну там просто разговор перешёл в русло "почему имменно так рука на мышке". Из личных наблюдений: людям с короткими пальцами удобней класть руку прям сверху мыши, а с длинными (мне, например) - как бы сбоку. Вообще рука лежит на мыши так, как лежит (см. фото в том топике), потому что в таком положении идёт абсолютно прямая линия от локтя до конца среднего пальца, что, как раз таки, и не напрягает запястье...

 

А по сабжу - таже проблема с клавиатурой.
Я себя очень неуютно чувствую на "классических" клавах... Очень неуютно - по кнопкам не попадаю, руки устают... Дуже привык к "разнесённой"...
Link to comment
Share on other sites

Ну там просто разговор перешёл в русло "почему имменно так рука на мышке". Из личных наблюдений: людям с короткими пальцами удобней класть руку прям сверху мыши, а с длинными (мне, например) - как бы сбоку. Вообще рука лежит на мыши так, как лежит (см. фото в том топике), потому что в таком положении идёт абсолютно прямая линия от локтя до конца среднего пальца, что, как раз таки, и не напрягает запястье...

Э?.. У меня пальцы длинные и мне удобнее когда пальцы на мыше лежат - посему мыша должна быть БОЛЬШОЙ.

А, хрен с ней...

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...