Defacto Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 Попозже выложу еще упражнения. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Defacto Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 Прохождение поворота в управляемом заносе (вариант 1) Размечается дорожка с имитированием поворота 90 гр. (радиус закругления по оси дорожки - 10-20 м, ширина дорожки 5-10м). Этапы прохождения поворота даны на рисунке. 1 подъезжаем к повороту, руль прямо, 2 срываем заднюю ось автомобиля в занос, для чего либо увеличиваем подачу топлива (на заднеприводных), либо включаем пониженную передачу и руль в сторону поворота; 3, 4, 5 с помощью педали газа и руля (поворачивать в сторону заноса) удерживать автомобиль в заносе, направляя его по дуге; чтобы уменьшить занос задней оси, нужно либо немного сократить поворот руля, либо чуть снизить подачу топлива; 6 уменьшить газ и одновременно возвращать руль в нейтральное положение; 7 когда прекратится скольжение, плавно чуть увеличить газ и убедиться, что автомобиль идет прямо, после чего остановиться. Трогать педаль тормоза и/или "ручник" во время выполнения упражнения запрещается. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Defacto Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 Прохождение поворота в управляемом заносе (вариант 2) Дорожка - по варианту указанному выше. Отличается введением автомобиля в занос при помощи контрсмещения. 1 вводим автомобиль в левый порот, не снижая скорости; 2 и 3 руль вправо и тут же энергично влево, и заднюю ось автомобиля заносит; 4 поворачиваем руль в сторону заноса; 5 и 6 с помощью педали газа и легких движений рулем поддерживаем скольжение автомобиля по дуге в заносе; 7 несколько уменьшаем газ и возвращаем руль в нейтральное положение; 8 восстановив сцепление колес с дорогой, чуть увеличиваем газ (для проверки) и останавливаемся. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Defacto Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 Вообще двум вышеприведенным упражнениям должно предшествовать другое: На площадке, по периметру размечается фишками овал, либо два 180 гр. поворота, соединенные прямыми (насколько позволяет площадка). Ширина дорожки 5-10 м. Трогаемся по прямой, входим в поворот и при помощи руля и газа держим машину в заносе. И так круг за кругом, не останавливаясь. Если площадка маленькая, можно просто разметить "фишками" кольцо внутренним радиусом 10-15 м, наружным 15-20. И разогнав автомобиль, ввести его в занос и держать "по кругу". Упражнение оценивается по скорости прохождения круга и количеству движений рулем (чем меньше двигаешь рулем - тем лучше). Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Skorpion Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 Вообще двум вышеприведенным упражнениям должно предшествовать другое:...Вот именно! А то я уже хотел ПС-ку писать! В принципе два предыдущих упражнения нужны уже лишь для проверки и уверенности, основное - это "жук"!!! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Radja Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 в чем же это выразилось? (кстате, где ты ее добыл в наши то дни????? я думал что гоняю на раритете, хаке2, а тут..) Страшный гул, длинный труднопрогнозируемый тормозной путь, нестабильность в повороте. Досталась от старого хозяина Клио. У него годовой пробег был примерно 10тык км, соответственно зимой совсем мало за 5 лет. Внешне выглядит отлично. Кстати эффекта прилипания на льду уже нет вообще. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Radja Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 1) ну вот кстате, Раджа, мы тут вроде как на ф1 форуме тусуем.. если вспомнить, там типы резины отличаются при гонках в температурах отличающихся градусов в 10 например.. интересно, гражданская, например летняя, на какую оптимальную температуру работы создается? 2) и почему ты считаешь что летняя резина в декабре в москве при всего лишь минус 2-5 лучше будет зимней, которая кстати под какую оптимальную темпратуру работы создавалась? 1) Уверен, на разную, но главная задача - широкий диапазон при котором она стабильна. Просто задача производителя гражданских шин, в том числе, чтобы она "работала" практически в любом регионе, где её будут покупать. Кто и как этого добивается я не знаю. Но знаю, что летние шины отличаются по держаку в критических режимах очень сильно. Самая удобная резина - это резина с очень прогрессивной характеристикой. Например Фиеста комплектуется Файрстоуном Ф580 - пищать начинает очень рано (хрен на ней чего выиграешь), но при этом начав "скользить" еще очень долго остается под контролем. Я на ней первый раз в жизни реально зажигал в сносах и заносах на сухом асфальте. Отличная резина для города. Или возьмем Йоку АВС 102 (очень популярная). На ней можно биться за победы в любительских соревнованиях. Держак по сравнению с Файрстоуном сумашедший, но срывает так резко, что не все способны контролировать снос или занос ("все" - это люди, мягко говоря, далеко не среднестатистические водители). По диапазону температур: при росте температуры разные резины, начинают с разной температуры "плыть". До +20 это незаметно ни на какой, а вот при +30 уже отличия видны. При низких температурах (например апрель или октябрь) здесь другой эффект: результаты на круге очень сильно "пляшут" в зависимости от марки резины, но проблем с контролем машины нет ни у какой из них. А вообще я выделил бы среди летних две группы: - жесткие: они обычно имеют очень прогрессивную характеристику и работают в очень широком диапазоне температур, причем до +1 гарантированно - мягкие: здесь производители извращаются как могут ( многие уже вовсю используют силику), имеют очень хорошие характеристики в небольшим диапазоне температур (10-20 градусов). Но при около нулевых температурах "дубеют" и разогреть их при гражданской езде практически нереально. 2)Во-первых в декабре -2-5 это была среднесуточная температура! Температура которую показывали термометры в моих обеих машинах (ночью я обычно сплю ) была +2+3. Соответственно i3, которая предназначена для работы при температуре ниже +10, при +2 будет работать практически в оптимальном режиме! То есть резина будет соответствовать условиям полностью (разницей в 5 градусов можно пренебречь - это надеюсь очевидно). Какая из зимних могла бы конкурировать в таких условиях с i3? Наверное какая-нибудь из тех, про которые производители пишут "для мягкой европейской зимы". Например Данлоп Винтер спорт! Но в зимних дисциплинах Dunlop не может конкурировать с шинами «ледовой специализации»: автомобиль, обутый в Winter Sport, при торможении на льду проходит на 14 метров больше по сравнению с лидером в этом классе. А если сравнивать с шипованными шинами, то разница в тормозном пути достигает 30 метров! И это со скорости всего лишь 50 км/ч! На снегу цифры не столь удручающи, но проигрыш налицо. Говорить о нюансах управляемости не приходится: совладать с затяжными скольжениями на трассе не в силах ни опытные эксперты, ни системы стабилизации — автомобиль то и дело цепляется бамперами за сугробы. Использование шин Dunlop SP Winter Sport 3D оправданно лишь в тех случаях, когда автомобиль почти всю зиму ездит по асфальту или раскисшему снегу — шины эффективно противостоят слашпленингу. То есть в крупных городах и теплых регионах России. (АР) Наверняка они были бы хороши для декабрьской Москвы. НО! В "зимних испытаниях" они не лучше китайских поделок, типа Наньканя или как там его? То есть их можно считать ровно такими же "зимними", как и Нокиан i3. Этот Данлоп останавливается на льду на 30 метров!!!! позже Хакки5 (и на 14 метров больше хорощих нешиповок). И по твоему критерию безопасности, на таком Данлопе ездить в январе в Загорске нужно запретить! Шутю Вот по вышеизложенным причинам я и говорил о выборе между зимними и летними, а не среди "зимних". В число зимних ( в нашем понимании - снегапад, гололед, ...) Упомянутый Данлоп попал по большому счету случайно, так же как и Пирелли7, про который тестеры сказали, что в снегопад на них лучше из дома не выезжать (зимние - да? ) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
anton Posted January 12, 2008 Share Posted January 12, 2008 Кстати эффекта прилипания на льду уже нет вообще. иллюзионисты.... какой такой прилипаниеё? шипы -да, "прилипание"- воспаленный моск Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Radja Posted January 13, 2008 Share Posted January 13, 2008 иллюзионисты.... какой такой прилипаниеё? шипы -да, "прилипание"- воспаленный моск Антоха! Ну что ты за ретроград такой! Ну трудно мне объяснить словами, что имеется ввиду под "прилипанием". Есть вещи которые показывать надо. Сегодня тренировал ребят в Крылатском (ну тренировал, громко сказано - помогал кой-чему научиться), ездил на трех тачках, соответственно на трех разных шинах, вот там бы я показал тебе "прилипание". Термин такой слэнговый есть. А ты сразу "моск воспаленный"!?! Да ну тебя. Упрямый ты. И не по делу тоже упрямый бываешь. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drozd Posted January 13, 2008 Share Posted January 13, 2008 а топ прочитать прежде чем задавать идиотские вопросы- слабо?Прочти, на что отвечал и найди там хоть один вопрос. А потом для разнообразия прочти еще раз свой ответ... Может мне и слабо прочесть топ целиком, однако не стоило тыкать мне этим человеку, не способному разобрать один пост... Кста. Индекс скорости у этого мишлена - Т. И если желаешь, порой статьи с выводами из ресурсных развлечений заруля и тд. Прикольные вещи тама попадаются относительно мишлена против прочих разных именно в ресурсном раскладе. Прочие разные - это шинники второго дивизиона. Да и первого тоже. А потому - правильный ответ - нихрена ему особо не будет. Ибо не знаешь ты, об чем речь, вообще-то... Не думал, что придется со Скорпионом соглашаться... ЗЫ. Речь об этом. Конкретно мой комплект процентов 30-40% пробега из нынешних своих 70 тысяч сделал именно в описанных тобой условиях. А речь я вел о том, что на первом снегу, да и на втором тоже - пришлось как-то провериться ввиду особых обстоятельств - эти шинки оказались действительно вполне приличными. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Skorpion Posted January 14, 2008 Share Posted January 14, 2008 иллюзионисты.... какой такой прилипаниеё? шипы -да, "прилипание"- воспаленный москВ этом случае тебе может помочь только хороший невропатолог! В своё время так называемый "солёный НИИШП" впервые обнаружил (и использовал) эффект прилипания, это была лучшая резина для ледовых покрытий! И не мели ерунду, Антон! Если ты чего-то не знаешь, совсем не обязательно, что этого нет! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
k.a_ Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 3. херню пишешь, ибо в -17 -20, которые мы совсем недавно имели, летняя даже на голом асфальте дерьмо Я в это время был в Дубае. Летний Данлоп на прокатной машине отаботал без нареканий. Прилетел - снова 0 градусов, снега нет, льда тоже. Оказывается я все правильно сделал! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
k.a_ Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 2 Антон. Пока что я учебников писать не собираюсь, недостаточно литературного опыта. Проще показать, сразу многое становится ясно. Пример Раджи показателен. Вообще у меня не очень хорошие отношения с "универсальными" способами обучения. Приемы управления до безобразия просты. Основная проблема - закатать рефлексы на корочку. А для этого нужно быть интересующимся, готовым ко всему новому, чистым от предрассудков, умеющим изменять свое отношение к предыдущему опыту, целеустремленным и терпеливым. Понадобится достаточное колличество времени на тренировки, чтобы в критической ситуации не "включились обходные программы". Если этого времени и желания нет, то лучше тошнить как все и перестраховываться. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
k.a_ Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 И кстати, Антон, все твои слова по поводу внезапно меняющегося дорожного покрытия и необходимости всегда иметь под рукой в случае появления льда, хороших зимних шин, немножко наивны. Лед от асфальта по внешнему виду отличается значительно (единственное когда я не сразу определил, это замерзшая роса. Сейчас ее определяю сразу.), и при определенном опыте эти места можно довольно легко определять и делать соответствующие действия, чтобы это не влияло на последствия. Я ни кого не агитирую ездить зимой на летних шинах. Я всего лишь агитирую не быть настолько невеждами, чтобы полностью доверяться названию шин. По поводу мягкости состава - на моем опыте было много случаев, когда более мягкая резина держала дорогу намного хуже чем более жесткая в случаях дождя, и холодной погоды. Есть опыт эксплуатации более жестких составов, которые изнашивались быстрее чем мягкие в жарких погодных условиях. Были случаи, когда слики под дождем стирались как на наждачке, а мягкие дождевые ездили без намека на износ. Были случаи, когда настроеная (видимо не оптимально) зимняя машина вчистую проигрывала летней на голом льду. Ты даже не представляешь, через какие "бредни" и лабиринты мне и многим "экспериментаторам" приходилось прорываться, в то время как "теоретики" сидели в теплых диванах перед телевизорами и раздавали советы. Не существует никакой прямой закономерности в поведении шин и твердости их состава, потому что сила "сцепления" колес с дорогой, в отличии от силы трения, имеет двойную природу. И природа этих сил прямо противоположна. Первая, которая в большей степени присуща гражданским шинам - эта сила трения (покоя или скольжения). Вторая - это адгезионная составляющая. Мягкие силиконовые сиськи могут нифига не липнуть. А твердая канифоль обладает хорошей "прилипаемостью". Эти свойства могут меняться от того, с какой поверхностью контактируют вещества. Мягкие составы могут совсем не держать нагрузку, пример - жидкости, масла, гели и т.д. А твердые могут выдерживать большие нагрузки, при этом обладая хорошей эластичностью и устойчивостью к деформациям. Нельзя говорить, что мягкая резина лучше держит дорогу при минусовых температурах, а жесткая хуже, потому что может быть совсем наоборот. Все нужно пробовать. Но даже если не вдаваться в эти "нонсенсы", есть упрощенная закономерность - мягкие составы, при прочих равных, лучше прилипают (адгезия) и разрушаются (разрываются) при меньших нагрузках, в то время как жесткие составы меньше прилипают (обладают меньшей адгезионной составляющей) за то обладают большим коэффициентом трения и сопротивлению на разрыв. Сумма этих двух сил и будет "силой сцепления" шин с дорогой. Можно добиться одинаковой суммы как на жестких составах, так и на мягких. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Denis_ka Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 ....Лед от асфальта по внешнему виду отличается значительно (единственное когда я не сразу определил, это замерзшая роса. Сейчас ее определяю сразу.),.... Точно Ноябрь, утро, сухо. Температура около 0. Солнце.... По сухому асфальту подъезжаю к 180 градусному повороту. Сбоку от поворота стоит дом. Тень от этого дома падает строго на этот поворот. Из-за росы - в повороте каток. Автомобилю писец. ЗЫ. Через 15 минут тень оттуда уже ушла и от росы не осталось ни намёка - только медленно струился антифриз и уплывали облака от сработавших пиропатронов..... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
mishuk Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 u nas takaja fignja postojanno na dorogah... byvaet v mae daze... tak chto tam po voprosu o povedenii peredne-zadne i polnoprivodnyh mashin na, ukazannyh v nazvanii, dorogah? Kakie to obschie momenty vydelit mozno? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Skorpion Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 ... Kakie to obschie momenty vydelit mozno?Лучше, конечно, отвечать по конкретному типу привода. Но это - тонкости, а вот оооочень общие правила совсем немногочисленны (для ликвидации заноса и снижения скорости): 1. Аккуратная и ОЧЕНЬ плавная работа рулём. Ни в коем случае не КРУТИТЬ руль, а плавно, хоть и быстро (лучше медленнее, чем резко) ПОВОРАЧИВАТЬ его. (Для з\п - в сторону заноса, для п\п - против). 2. Не трогать тормоза! * 3. Для з\п - сбросить газ (если позволяют навыки - ПЛАВНО включить пониженную передачу). Для п\п - немного добавить газ и попробовать вернуть а\м на менее крутую траекторию. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Radja Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 Kakie to obschie momenty vydelit mozno?Я бы все-таки выделил самым важным моментом - максимально раннее определение такого участка!! (типа того, что описал Denis_ka) Желательно визуальное, до того как вообще на него попал! Затем я разделил бы действия "по степени тяжести": 1) при появлении впереди такого участка, если он выявлен, когда ты еще на асфальте и есть несколько секунд, главная задача - снижение скорости (желательно еще при прямолинейном движении). Дальнейшие действия зависят от того, удалось ли тебе снизить скорость до "соответствующей для конкретных условий". Ну и два варианта ест-но. 2) если ты понял, что попал на лед, только оказавшись на нем, но еще не начал никакого маневрирования. Здесь очень много условий и вариантов поведения. Нужно давать вводные и рассматривать их. 3) если ты, не понимая того, что находишься уже не на асфальте, а на льду, начал выполнять маневр "как на асфальте". Здесь скорее всего понимание, что ты на льду приходит вместе с потерей машиной сцепления с дорогой. В реале никакие "приемы" в такой ситуации не помогут (если только они не рефлекторны), гораздо полезнее при этом, сохраняя хладнокровие попытаться оценить и минимизировать последствия своей ошибки. Например, если есть выбор, подумать куда улетать, или просто насколько возможно снизить скорость "вылета". Для этих действий тоже есть масса нюансов, но на основе конкретных вводных. З.Ы. С точки зрения главной задачи в ситуации с попаданием с асфальта на лед, то она определяется соответственно главной проблемой ситуации - "асфальтовая скорость" слишком высока для маневрирования на льду. Так что первая и главная задача снизить скорость. А уже потом проблемы маневрирования. З.З.Ы. Ну а всякие "приемы" более-менее эффективно можно пытаться реализовать, если ты двигаешся по участку дороги с очень низким коэффициентом сцепления, при этом ты осознаешь это, стремишся учесть состояние покрытия, но не исключены мелкие ошибки, вот их можно "поправить" наработав практические навыки по управлению авто примерно в таких условиях (типа на льду). Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Radja Posted January 16, 2008 Share Posted January 16, 2008 1. Аккуратная и ОЧЕНЬ плавная работа рулём. Ни в коем случае не КРУТИТЬ руль, а плавно, хоть и быстро (лучше медленнее, чем резко) ПОВОРАЧИВАТЬ его. (Для з\п - в сторону заноса, для п\п - против). Ты опечатался, что ли? Зачем для п/п против? Тоже в сторону заноса, но только до "нуля", чтобы не получить "хлыст". Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
k.a_ Posted January 17, 2008 Share Posted January 17, 2008 2. Не трогать тормоза! * .Почти абсолютно не согласен (кроме случаев, когда занос спровоцирован торможением, что бывает крайне редко). Именно резкий удар по тормозу с последующей полной блокировкой всех четырех колес обычно приводит к восстановлению контроля над машиной и прекращению заноса. Тем более, если есть АБС. А вот что категорически делать запрещено - это вращение руля, когда колеса заблокированы на торможении и последующее резкое отпускание тормоза. Вообще самый главный критерий безопасного прохождения поворота - правильный выбор скорости. Если скорость превышена значительно, то ничего не поможет. Суши весла, тормози в пол и выключай массу, если успеешь. Если скорость превышена незначительно, то сбрасывай скорость плавным торможением и плавным вращением руля. Работает на любом приводе. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drozd Posted January 17, 2008 Share Posted January 17, 2008 Нашлось, мля, общее... плавность вас спасет... Вообще самый главный критерий безопасного прохождения поворота - правильный выбор скорости.Правильный выбор скорости - это вообще критерий безопасного вождения. Не считая, конечно, банальных ошибок в чувстве габарита... (типа того, что описал Дрозд) нех всуе... ничего я не описывал тут... я этот топ вообще не читал. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
mishuk Posted January 17, 2008 Share Posted January 17, 2008 А вот что категорически делать запрещено - это вращение руля, когда колеса заблокированы на торможении и последующее резкое отпускание тормоза. Вообще самый главный критерий безопасного прохождения поворота - правильный выбор скорости. стало быть в этом случае, я, ведомый своей бестолковостью, разверну машину в непредсказуемом направлении? ну, этот аспект мы не рассматриваем. Вроде уговора, что существующие правила выполняются по умолчанию. Честно говоря не врубился, как ведут себя машины с разными типами приводов, в таких ситуациях. Как выходить из последствий, вроде более или менее туманно, но чего ждать от поведения этих автомобилей, так и не понял... Мне разжевать надобно, мол такая машина поведёт себя в условиях "А" таким образом. Другая, в этих же условиях, иным или сходным, пёс его знает. Может организуем ле курс пар ле бойлер? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Radja Posted January 17, 2008 Share Posted January 17, 2008 нех всуе... ничего я не описывал тут... я этот топ вообще не читал. Извини! Ошибка вышла. Постараюсь быть внимательнее. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drozd Posted January 17, 2008 Share Posted January 17, 2008 во-во... а то раскукарекались "дрозд-дрозд..." Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Radja Posted January 17, 2008 Share Posted January 17, 2008 1) ну, этот аспект мы не рассматриваем. Вроде уговора, что существующие правила выполняются по умолчанию. 2)Честно говоря не врубился, как ведут себя машины с разными типами приводов, в таких ситуациях. Мне разжевать надобно, мол такая машина поведёт себя в условиях "А" таким образом. 1) Как это не рассматриваем?!? Если б никто не ошибался с выбором скорости (а в правилах именно это и имеется ввиду), то никакая "специфика" и не нужна была бы! Езжай себе спокойно, к примеру, хоть по льду 25 км/ч, хоть по асфальту 55 км/ч (в одном и том же месте). 2) Дал бы ты условия "А" (можно и "Б" и "В"). Просто в примере человек значительно превысил скорость для конкретного покрытия (думал, что покрытие другое). Никакой специфики там не было и боюсь в реале не помогла бы. Разве что поговорить о минимизации ущерба. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.