Bizarre Posted April 3, 2003 Share Posted April 3, 2003 Нашел на одном сайте кратчайшую историю формул. Может кому интересно: Формула-1 1948-1951 Разрешены двигатели объемом 1.5 литра с турбонаддувом и 4.5 литра без оного. Топливо типа alcohol разрешено. Чемпионат мира в классе Формула-1 был учрежден в 1950 году. Технические спецификации большинства спортивных автомобилей того времени соответствовали указанным выше. 1952-1953 Правила не изменились, но мировой чемпионат представлял класс Формула-2. Что касается Формулы-1, то она сохранилась как младший класс в некоторых странах (например, в Великобритании). 1954-1960 Ф-1 вновь получила статус мирового чемпионата. Разрешены двигатели объемом 2.5 литра без турбонаддува и 0.75 литра с ним. Последние, кстати, использовались крайне редко. До 1958 года было разрешено топливо типа alcohol. 1961-1965 Используются двигатели 1.3-1.5 литра без турбонаддува. Разрешена дозаправка топливом, но не маслом. Установлено ограничение массы - минимум 450 кг. Roll bars fitted 1966-1985 Разрешены 3-литровые движки, а с 1977-го - с 1.5-литровые с турбонаддувом. Минимальная масса болида колеблется от 500 до 585 кг. Меняется аэродинамика: крылья, появившиеся в 1969-м году были строго запрещены, граунд-эффект появившийся в 1978-м запрещен в конце 1982-го. Ужесточены требования к размерам болида. Запрещены движки более чем с 12-ю цилиндрами и дизельные движки. 1986 Используются только 1.5-литровые двигатели с турбонаддувом. 1987-1988 Минимальная масса болида зависит от двигателя: 540 кг с движком 1.5 литра и турбиной, 500 кг - с движком 3.5 литра без нее. На турбонаддувные двигатели постепенно вводятся ограничения (топливо и т. д.). 1989-1994 Остались только 3.5-литровые "нормальные" двигатели. Минимальная масса - 500кг плюс 5 кг на телекамеру. В 1992 году были внесены изменения, регулирующие тип топлива, в 1993 - размер покрышек. С 1994 вводится множество изменений, повышающих безопасность гонок: увеличена масса, установлены ограничения на воздухозаборники и аэродинамику, появились "planks" и т. д. 1995 Объем двигателя уменьшен до 3-х литров. Толщина основания болида увеличена до 5 см. 1996 Ужесточены требования к аэродинамике и защищенности кокпита. Индикар 1996 Двигатель объемом 2.65 литра с турбонаддувом. Разрешены также двигатели с одиночной камерой объемом 3.4 л. Инди-лайтс 1986-1996 Используется V-образный 6-цилиндровый двигатель "Бьюик". Можно сказать, что это северо-американский аналог Формулы-3000. Первоначально было распространено шасси "Марч", потом "Лола". Формула-2 (позднее Ф-3000) 1950-1956 Двигатели: обычные объемом 2 литра или с турбиной объемом 0.5 литра. Эти маленькие турбинные никто всерьез не использовал. В 1952 и 1953 годах Ф-2 считалась официальным чемпионатом мира вместо Ф-1. 1957-1960 Используются обычные 1.5-литровые двигатели. Установлено ограничение минимальной массы (не помню точную цифру). Разрешено топливо типа AvGas. 1960-1963 Ф-2 не проводилась. Вместо нее была Формула-Юниор. 1964-1966 Ф-2 вернулась. Объем двигателя уменьшен до 1 литра. 1967-1971 1.6-литровые двигатели. 1972-1984 Объем двигателя растет - 2 литра. Минимальная масса болида - 515 кг. В 1979-80 годах использовался граунд-эффект, но потом был запрещен. Поначалу должны были использоваться двигатели, находящиеся в серийном производстве, но потом стали допускаться и чистокровные спортивные варианты. 1985-1986 Ф-2 повсеместно была заменена Формулой-3000, только в Японии она продержалась на 2 года дольше - до конца 1986-го. В 1996-м Британская Формула-3000 вновь переименована в Ф-2 (правила немного отличаются от Международной Ф-3000). Формула-3000 (замена Ф-2) 1985-1990 Используются 8-цилиндровые V-образные двигатели с углом поворота 90 градусов и ограничителями числа оборотов. Минимальная масса болида - 520 кг. Правила, регулирующие аэродинамику аналогичны правилам Ф-1. С 1993 года введен контроль за составом топлива и размером покрышек. 1996 Используются шасси "Лола" с двигателями Zytek/Judd V8. Формула-3 1950-1959 Используются одноместные машины с объемом двигателя 0.5 литра (как правило, мотоциклетные двигатели). В итальянском чемпионате двигатели немного круче - 0.75 литра. Значимость этого класса с середины 50-х упала, он стал известен как маломощный класс снискавший себе определенную популярность. 1959-1963 Ф-3 не проводилась. Формула-Юниор заменяла и Ф-2, и Ф-3. 1964-1970 1-литровые 4-цилиндровые двигатели с одним карбюратором. 1971-1973 1.6-литровые серийные двигатели. 1974-1996 2-литровые серийные двигатели, воздухозабор осуществляется через воздушные ограничители. В начале 80-х начали появляться плоскодонные болиды, в 1995 - днище заимело ступенчатую форму. В некоторых сериях существуют ограничения на тип используемых покрышек. Формула-Юниор 1959-1963 Происходили различные изменения, главным образом относительно массы и объема двигателя: либо 1 литр и масса 360 кг, либо 1.1 литра и 400 кг. Используются серийные двигатели с одним карбюратором. Многие части автомобиля по правилам должны быть аналогичными обычным автомобилям. Американская версия этой Формулы допускала объем двигателя до 1.5 литров без каких-либо ограничений на массу, но не была особо популярна. Фактически, наиболее успешно выступали болиды с 1.1-литровым движком. Формула-Интерконтинен 1961 Короткий протест Великобритании против введения в Ф-1 полутора-литровых двигателей. Правила были аналогичными Ф-1 предыдущего года, но объем двигателя можно было увеличить с 2.5 до 3 литров. Прекратила существование после 6 проведенных гонок. Формула-Форд Первоначально: 1.6-литровый двигатель Ford Kent, 4-скоростная коробка передач, стандартные дорожные шины и колеса. С 1994 года в большинсте национальных чемпионатов стал использоваться новый 1.8-литровый двигатель Zeta. Формула-Форд Великобритании собирается присоединиться к другим ФФ в мире и с 1995 года разрешила использование сликов. Формула-Форд 2000 Класс аналогичен ФФ, но разрешено использование 2-литровых двигателей, сликов и антикрыльев. В Великобритании этот класс почти умер, хотя в других странах на здоровье не жалуется. Формула-Рено Предыдущее поколение этого класса имело двигател "Рено" объемом 1.721 литра, серийную коробку передач, крылья и слики. Это был своего рода конкурент в 2-литровом классе, болиды которого были хороши, а гонки смотрелись прекрасно. Првила в Великобритании незначительно отличались от европейских. Новая "Формула-Рено-Спорт" использует 2-литровые двигатели и спортивную коробку передач. Шасси смахивает на Ф-3. Движок достаточно мощный, а коробка вполне ему соответствует. Прекрасные маленькие машинки. Формула Vee Существует в Великобритании для машин с 1.3-литровым движком с сильно измененным воздушным охлаждением. Участвуют автомобили от дешевых домашних самоделок до специально подогнанных автомобилей из класса ФФ с различными новейшими "примочками". Подобная версия существует и в Новой Зеландии и в целом она аналогична британской. Формула VW Ирландский аналог Ф-Vee, но используется более крупный (и вялый!) 1.5-литровый двигатель. На совместных соревнованиях Ф-VW и Ф-Vee не было выявлено заметного преимущества какого-либо класса. Формула Super Vee В начале 80-х прекратил свое существование в Европе, а чуть позже умерли и национальные чемпионаты. Был очень похож на Ф-3 и использовал двигатели VW с прямым водяным охлаждением. Формула Forward (позднее Ф-2000) Довольно бессмысленная британская версия для спец-автомобилей. Использует 2-литровые двигатели "Форд" (наподобие установленных в некоторых "Сьерра" и "Гранада"). Шасси от Van Diemen. Симпатичные автомобильчики, но недостаточно мощные и непопулярные, не смотря на огромные призовые. Формула First Двигатель Escort XR3i установлен на самом безобразном шасси, которое я когда-либо видел. Была задумана как знакомство с миром гонок, но, по-моему, проще было купить подержанный болид ФФ. Формула GM/Vauxhall/Opel/Chevrolet Известна под различными именами - в зависимости от той фирмы, которая делает бизнес в данном регионе. Использует прекрасный 2-литровый двигатель от GM и отличное шасси "Рейнард". Разрешены крылья и слики. Серия проводится в Великобритании, Ирландии, Германии, странах Бенилюкса и т. д., и т. д. Популярна также и европейская серия. Формула Vauxhall-Юниор Относительно новая Формула, рассчитанная на подростающих картингистов. Двигатель: 1.6-литров Nova GSi, шасси от Van Diemen. Крылья и слики не допускаются. К участию допускаются очень юные водители (с 16 лет !). Формула Atlantic/Pacific/ Formula B Двигатели 1.6 литра от "Тойоты", разрешены умеренный граунд-эффект, слики и крылья. Очень быстрая и технически продвинутая Формула. К сожалению, проводится только в Атлантике, потому что ее достижения очень придали бы свежее дыхание Ф3. Американская/Racing Series/ Indy Lights Американский эквивалент Ф-3000 - тренировка подрастающего поколения для Индикар. Поначалу большинство команд использовали движок "Бьюик" V6 объемом 3.5 литра, установленный на перестроенном шасси "Марч" 85B (оригинал использовался в Ф-3000). Позднее "Марч" вытеснила "Лола", а класс Indy-Lights стал аналогичен классу Ф-3000. Формула5000/Formula A К сожалению, уже не существует. Использвались 5-литровые двигатели V8, установленные на шасии, подобные Ф-1 и Ф-2. Вообще, это были довольно дикие и волнительные гонки. Серия проводилась в Европе, Северной Америке, Австралии/Новой Зеландии с 1969 по 1976 год. Zerex/Barber Первончально был установлен турбо-двигатель "Сааб" на старевшем шасси Mondiale. Недавно он перенесен на шасси "Додж". Грубо говоря, это эквивалент Формулы-GM. Формула 2 (Мексика) 2.2-литровые двигатели "Крайслер" установлены на копии устаревшего шасси Ralt FAtlantic. А все вместе - это жалкие остатки мексиканской Формулы-К. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
cucaracha Posted April 3, 2003 Share Posted April 3, 2003 Спасибо за такую инфу!Очень полезно! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шадрин Posted April 3, 2003 Share Posted April 3, 2003 Первоначальное сообщение от Bizarre Индикар 1996 Двигатель объемом 2.65 литра с турбонаддувом. Разрешены также двигатели с одиночной камерой объемом 3.4 л. Если память не изменяет, то использование движка объемом 3,4 /хотя, по-моему 3,45/ литра было разрешено только в Инди-500. Причина в том, что сам чамп проводился CART'ом, а Инди-500 - ААА. Небольшие дополнения /по памяти/: 1. Серийный блок 2. Не более 2-х клапанов на цилиндр 3. Распредвал в блоке цилиндров Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bizarre Posted April 3, 2003 Author Share Posted April 3, 2003 Вот и мне показалось, что есть парочка неточностей. Может совместными усилиями получится исправить Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шадрин Posted April 3, 2003 Share Posted April 3, 2003 Первоначальное сообщение от Bizarre Вот и мне показалось, что есть парочка неточностей. Может совместными усилиями получится исправить Ладушки! Тока завтра и трезвым! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Анна Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от Bizarre Нашел на одном сайте кратчайшую историю формул. Может кому интересно: Вот отлично. Теперь будет куда взглянуть о чем народ беседует. А то я только Ф-1 и ДТМ различаю, да ещё Ф-3000 потому что её одно время у нас показывали. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
zdvig Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от Bizarre 1966-1985 Разрешены 3-литровые движки, а с 1977-го - с 1.5-литровые с турбонаддувом. На сколько я в курсе, то турбодвигатели были разрешены еще с 60-х... просто в 1977 году их стали использовать команды. А именно Рено. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
madlopt Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от Slash Если память не изменяет, то использование движка объемом 3,4 /хотя, по-моему 3,45/ литра было разрешено только в Инди-500. Причина в том, что сам чамп проводился CART'ом, а Инди-500 - ААА. Небольшие дополнения /по памяти/: 1. Серийный блок 2. Не более 2-х клапанов на цилиндр 3. Распредвал в блоке цилиндров Он написал 1996й год. ААА умерла в 1956м. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шадрин Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от madlopt Он написал 1996й год. ААА умерла в 1956м. Упс! Обшибочка вышла. Само собой не AAA, а USAC/ Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
madlopt Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от Slash Упс! Обшибочка вышла. Само собой не AAA, а USAC/ Ну ты прогнал. Двоешник, последний чемпионат USAC проводился в 1979 вместе с CART. В 1996м Инди 500 был этапом IRL!!!!! Это был первый год IRL! PS В первом чемпионате IRL была курьёзная ситуация. В 1996м чемпионов было двое!! Баз Калкинс и Скотт Шарп набрали одинаковое количество очков, но у Шарпа не було побед, а у Калкинса была одна, по идее он и должен был стать чемпионом, но....Тони Джордж объявил чемпионами обоих Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шадрин Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от madlopt Ну ты прогнал. Двоешник, последний чемпионат USAC проводился в 1979 вместе с CART. В 1996м Инди 500 был этапом IRL!!!!! Это был первый год IRL! Ну не отличник, эт точно! Но здесь я прав - посмотри АМС №8/94. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
madlopt Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от Slash Ну не отличник, эт точно! Но здесь я прав - посмотри АМС №8/94. АМСа этого у меня нет, но я точно знаю когда проводились чемпионаты ААА, USAC и СART. Если ты хочешь сказать, что USAC проводился в 1996м году, то ты глубоко заблужешься. С 1909 года до 1955го проводился чемионат ААА. С 1956го года до 1979го проводился чемпионат USAC. (В 1979 году одновременно и USAC и CART) С 1979 года проводится чемпионат CART. И то, что с 1996 года Инди500-это этап IRL, а не CART тебе кто угодно подтвердит. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шадрин Posted April 4, 2003 Share Posted April 4, 2003 Первоначальное сообщение от madlopt АМСа этого у меня нет, но я точно знаю когда проводились чемпионаты ААА, USAC и СART. Если ты хочешь сказать, что USAC проводился в 1996м году, то ты глубоко заблужешься. С 1909 года до 1955го проводился чемионат ААА. С 1956го года до 1979го проводился чемпионат USAC. (В 1979 году одновременно и USAC и CART) С 1979 года проводится чемпионат CART. И то, что с 1996 года Инди500-это этап IRL, а не CART тебе кто угодно подтвердит. Да кто бы спорил, что чемпионат USAC проводился до 79 года. И то, что Инди-500 это IRL, а не CART я тоже прекрасно знаю. Я говорю /ссылаясь на АМС, которому я доверяю/, что Инди-500 организовывалась и проводилась /в рамках чемпионата CART/ USAC. А как ты иначе объяснишь тот факт, что в этой гонке было разрешено использовать моторы, которые на других этапах были запрещены? А эти моторы давали огромное преимущество - в 94 году речь шла о 1000 л.с., в то время как 2,65 литровые моторы выдавали 800-900 л.с. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
zdvig Posted April 5, 2003 Share Posted April 5, 2003 Первоначальное сообщение от zdvig На сколько я в курсе, то турбодвигатели были разрешены еще с 60-х... просто в 1977 году их стали использовать команды. А именно Рено. в дополнение. 1.5 литровые двигатели с турбонаддувом разрешены были с 1966 года... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Okean Posted April 5, 2003 Share Posted April 5, 2003 Первоначальное сообщение от Slash Да кто бы спорил, что чемпионат USAC проводился до 79 года. И то, что Инди-500 это IRL, а не CART я тоже прекрасно знаю. Я говорю /ссылаясь на АМС, которому я доверяю/, что Инди-500 организовывалась и проводилась /в рамках чемпионата CART/ USAC. А как ты иначе объяснишь тот факт, что в этой гонке было разрешено использовать моторы, которые на других этапах были запрещены? А эти моторы давали огромное преимущество - в 94 году речь шла о 1000 л.с., в то время как 2,65 литровые моторы выдавали 800-900 л.с. В CART и правда существовали правила, допускавшие два альтернативных подхода к дивгателям. Это мог быть либо турбодвигатель одного объема, либо атмосферный, но горраздо большего объема. насколько я знаю, все регулярные участники CART использовали турбированные движки, и только Team Menard, которая по принципиальным соображениям стартовала ТОЛЬКО в Инди 500, готовила атмосферные движки. Очень быстрые (ну о-о-очень! - поул в 95-м)), но крайне ненадежные. Может быть, отсюда возникает разница в мощностях... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шадрин Posted April 6, 2003 Share Posted April 6, 2003 Прикольный факт вспомнил - в послевоенной Европе, во времена действия свободной формулы /до 1948 года/ на машины действовало только одно ограничение - запрет на использование бензинового топлива. А вот состав топлива, на котором работал Maserati 4CLT/48: 85% метилового спирта, 10% бензола, 5% ацетона. Кроме того заводская инструкция советовала клиентам на 100 литров топлива добавлять литр касторового масла и 2 литра дистилированной воды. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
шурикус Posted April 8, 2003 Share Posted April 8, 2003 Первоначальное сообщение от madlopt Он написал 1996й год. ААА умерла в 1956м. ну это громко сказано как организация, AAA не умерла, просто её руководители отказались проводить чемпионат впредь из-за трагедии в Ле-Мане Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.