Jump to content

Игорю Моисееву-100


Matias
 Share

Recommended Posts

21 января 1906 родился Игорь Александрович МОИСЕЕВ, балетмейстер, народный артист СССР.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина. Отец - Моисеев Александр Михайлович - юрист, адвокат. Мать - Грэн Анна Александровна. Танцу учился в Москве - сначала в частной балетной студии В.И.Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого театра в классе А.А.Горского (1921 - 1924). В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого театра. В 1931-1937 годах был солистом в Большом театре, исполнял партии Рауля в «Теолинде», Мато в «Саламбо», Иосифа в «Иосифе Прекрасном» и другие. В 1930 году, оставаясь артистом балета, Моисеев становится балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях «Кармен», «Демон», «Любовь к трем апельсинам», «Турандот»; на сцене Большого ставит балеты «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». В 1936 году стал заведующим хореографической частью Театра народного творчества. В 1937 году создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. На протяжении 60 лет И.А.Моисеев является бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: «Танцы народов СССР», «Мир и дружба», «В гостях и дома» и другие. За программу «Дорога к танцу» (1965) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив - звания Академического. Моисеев является также постановщиком нескольких одноактных спектаклей в ансамбле: «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку Р.Штрауса, «Ночь на Лысой Горе» на музыку М.Мусоргского, «Вечер в таверне» и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.

В 1943 году И.Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ). В 1966 году в Москве им был основан Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василёва). Одновременно с работой в ансамбле И.А.Моисеев в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры СССР. В 1920-1940-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников, торжественных концертов и культурных программ, посвященных выдающимся событиям общественной жизни страны. И.Моисеев - кавалер девяти отечественных и 25 иностранных орденов, лауреат Ленинской премии, государственных премий СССР, России. Награжден тремя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. Удостоен американской премии «Оскар» в области танца, звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской Академии музыки и танца, звания доктора наук Международной Академии наук Сан-Марино. Член Коллегии Большого театра и член Президиума Российской Академии искусств. Автор научных статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю...». К 95-летию со дня рождения ЮНЕСКО наградила Игоря Моисеева одной из самых своих престижных наград - медалью Моцарта. 16 мая 2004 года И.Моисееву вручена награда Фонда Улановой – «За беззаветное служение искусству танца». В марте 2005 года удостоен звания «Человек-Эпоха».

Источник.

Link to comment
Share on other sites

Великий человек. Преклоняюсь.

 

О политике и погоде

 

- Размышления о политике убедили меня в том, что простые люди бессильны что-либо изменить. Я вспоминаю слова Сенеки:"Принимай с достоинством неизбежное" - и стараюсь относиться к политике и политикам, как к плохой погоде, ища и находя удовлетворение в работе.

(с) И.Моисеев.

 

О кремлевских банкетах

 

- На приемах все вели себя чрезвычайно натянуто. За каждым столом сидели два чекиста. Приглашенных рассаживали на строго определенных местах. Двигаться от президиума можно было как угодно, но малейшее движение в сторону президиума мгновенно пресекалось.

 

На кремлевских банкетах мимоходом решались проблемы, казавшиеся делом многих лет. Как-то за несколько месяцев до войны в Кремле проходил очередной банкет. Сидя за столом, я почувствовал, что кто-то положил мне на плечо руку. Все замерли.

 

- Ну, как дела?

 

За моей спиной стоял Сталин. По молодости или по незнанию я не испытал в тот момент страха, но трепет, конечно, почувствовал.

 

- Плохо, Иосиф Виссарионович, дела.

 

- А почему плохо?

 

- Нет помещения. Например, "Подмосковную лирику" я ставил на лестничной площадке. (Сталин очень любил этот номер).

 

Сталин нахмурился, сделал жест рукой - и как из-под земли перед ним вырос Щербаков, бывший тогда первым секретарем МК партии. Сталин, указывая на меня, сказал ему:

 

- У них нет помещения. Надо найти. Завтра доложишь.

 

Повернулся и ушел.

 

На следующий день Щербаков вызвал меня к себе. Подвел к карте Москвы, которая висела у него за спиной, и предложил: "Выбирайте". Так незадолго до войны мы въехали в помещение Концертного зала имени П. И. Чайковского, в котором работаем и по сей день.

(с) И.Моисеев.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...