Jump to content

Мусульмане и вино


Slightly Mad
 Share

Recommended Posts

Меня с некоторых пор вопрос мучает: как так получилось, что, с одной стороны, в мусульманстве существует (вроде как) запрет на употребление алкоголя, а с другой стороны мы имеем Омара Хайяма и кучу вин из Северной Африки? Кто-то из арабов пытался меня убедить в том, что вино - напиток элиты-богемы, но как-то неубедительно это звучит, если принять во внимание совсем не богемные объёмы производства. А ещё ведь с Востока пришёл кальян и чуть ли не наркота?.. Кому-нибудь что-нибудь известно на эту тему?
Link to comment
Share on other sites

Попробую объяснить.

Ислам как вероучение содержит для невероучительных аспектов жизни мусульманина - общежитийного, бытового характера - фундаментальные понятия "халял" и "харам". Халял - то, что прямо разрешено насом (аятом Корана или подтверждённым свидетельством пророка Мухаммада). Харам - то, что прямо запрещено достоверным насом (Аятом Корана или сильным хадисом). Ведущее к хараму также есть харам. Запрещение халяла или разрешение харама для мусульманина есть ширк - то есть приравнено к многобожию как худшему из грехов. То, о чём не сказано как о халял или харам, считается милостью Аллаха. То, что прямо не запрещено, не может быть объявлено как харам. Это может быть "макрух" - "отвратительно", но макрух не является безусловным запретом.

Практика в вопросе опьяняющего - хамр (всё опьяняющее есть хамр, не только вино как таковое - вопреки общепринятому мнению) имеется самая разная. Все ли и всегда соблюдают своё вероучение и все ли о нём знают?.. Я, например, лично знаю чиновника-мусульманина, в доме которого живёт собака, и пил спиртное с мусульманами неоднократно.

Тем не менее, по Корану и свидетельству Мухаммада, переданному Муслимом, хамр однозначно есть харам (однако соответствующие аяты посылались не одновременно, и "степень запрета" менялась по мере их появления, и есть свидетельства, что некоторые сподвижники Мухаммада употребляли спиртное). Харам также - производить хамр, экспортировать или импортировать его, торговать им, дарить его, держать его дома, разливать его, получать от него прибыль любым способом, и более того - продавать даже иноверцу то, что заведомо будет использовано для изготовления хамра. Исключение - содержащее хамр лекарство, которому нет альтернативы, что подтверждено квалифицированным врачом-мусульманином. То же касается наркотиков - это харам. Однако практика тут ещё более сильно расходится с учением. Точно так же, допустим, в исламе являются харамом одежда из натурального шёлка и украшения из золота для мужчин (для женщин - нет). Тем не менее, реальность тут совершенно иная.

Link to comment
Share on other sites

В чём ты запутался, Лео?

Есть харам (слово, видимо, соответствует ивритскому "херем" - отлучение, проклятие) - то, что безусловно запрещено. То, что к этому приводит - также безусловно запрещено.

Есть халял (аналог еврейского "кошер" - дозволенное (к употреблению)) - то, что прямо разрешено.

Разрешать запрещённое и запрещать разрешённое - недопустимо.

Существует то, что не запрещено прямо, но может быть не принято, даже осуждаемо. В качестве примера. Мужеложество, как и скотоложество и инцест - прямо запрещены. Однополые женские отношения впрямую не запрещены, хотя и не считаются нормальными и общепринятыми. К отлучению (херему) они не ведут и суду не подлежат.

 

Или ты конкретно о спиртном?

Link to comment
Share on other sites

Низя. Но не все этого придерживаются. Тем более, что запрет спиртного не был определён единственным документом, а утверждался постепенно... поэтому, видимо, существовали разночтения, позволявшие людям "лавировать"...
Link to comment
Share on other sites

Однополые женские отношения впрямую не запрещены
В исламе запрещены. Аурат другой женщины является для женщины харамом (исключения допускаются только в медицинских и тому подобных целях), что исключает интимные отношения (причём по отношению к женщине-немусульманке ауратом является вообще всё то же самое, что и для постороннего мужчины, не являющегося махрамом).
Link to comment
Share on other sites

Давно это было, очень давно. Я еще был шкет и учился в МГУ. Один из учебников был в дефиците, поехал в общагу читать его там. Встретил двух парней из Саудовской Аравии, пьяных в хлам прямо с утра. Грю им: - Мужики, вы даете, в сессию утром водку жрать. Да и Алдлах вам, поди, это запрещает. А один из них и ответствует: Аллах вино запрещает, а про водку он ничего не говорил. ;)
Link to comment
Share on other sites

Эта позиция, кстати, в Средней Азии очень распространена - на собственном опыте знаю :). На самом деле хамр - это всё опьяняющее, отнюдь не только вино.
Link to comment
Share on other sites

Итак, если я правильно понял КАА, то запрет на вино в исламе всё же есть. В таком случае, наличие культуры виноделия и соответствующей отрасли экономики в ряде мусульманских стран свидетельствует о том, что части мусульман на свою религию было с древних времён плевать?
Link to comment
Share on other sites

Я не исламский правовед, поэтому только имхо. На мой взгляд - именно так. Есть разные богословские толки (мазхабы), могут быть разные мнения о трактовке соответствующих аятов суры "Аль-Маида" (Коран, 5: 90,91), но в сборниках хадисов это есть. Передано Муслимом от пророка Мухаммада - "Всё опьяняющее - хамр, а всякий хамр запретен". Передано Аль-Бухари и Муслимом от Умара - "Хамр - это то, что затуманивает разум".

[цит. по кн.: Юсуф Кардави, "Дозволенное и запретное в исламе", 2-е изд. М. 2005]

Во всяком случае, что касается вина - тут вообще без вариантов.

 

А что до практики...

 

Несовместимых мы всегда полны желаний:

В одной руке - бокал, другая - на Коране.

Вот так мы и живём под небом голубым -

Полу-безбожники и полу-мусульмане!

(с)великий Хайам.

 

Касается отнюдь не только мусульман :). Известный анек про попа Якунина: идёт отец Глеб в пост вокруг памятника Долгорукому и сало ест. - Отец Глеб, типо, ведь пост нах!.. - Дык я в пути, сын мой!..

А в принципе - всех нас касаемо :). Мне сие рубаи дед покойный цитировал ещё в бытность мою ребёнком, и мудрость его я просёк ещё тогда.

Link to comment
Share on other sites

А еще про Г. Якунина (едва не написал Г. Акунина) анек есть. В пост заходит сей батюшка в гастроном и продавщице грит: - А ну, матушка, отрежь-ка мне буженинки!

- Так ить пост, батюшка!

- Во-во, попостнее отрежь...

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...