kot Posted June 14, 2005 Share Posted June 14, 2005 оч интересно. спасибо. еще бы потренироваться, не разбив подвеску. может подскажете, как такие навыки отработать (что-то специально по ямам гонять не хочется) На пустынной дороге (желательно не узкой) нарисуй мелом "яму" и тренируйся переносить вес машины (как именно товарищи расскажут или смотри на других сайтах, могу адресок подкинуть), а потом, когда наработаешь навыки, можно тренироваться с досточкой или чем-то в этом роде - подвеску не замучаешь, а оценить свои умения в разгрузке вполне можно. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Skorpion Posted June 14, 2005 Share Posted June 14, 2005 ...может подскажете, как такие навыки отработать (что-то специально по ямам гонять не хочется)Эх, не успеваю сегодня! максен! Погоди чуток! Обязательно напишу! То kot: Зачем нам кузнец? Не нужен нам кузнец! Мы сами с усами! Не такой уж сложный приём - мог бы и сам рассказать! Давай, давай - вливайся! Хватит отлынивать от ответственности Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
максен Posted June 15, 2005 Share Posted June 15, 2005 2 Кот псиб, дельный совет Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
kot Posted June 16, 2005 Share Posted June 16, 2005 По просьбам трудящихся выдержка из книги Цыганкова. 29. Боковая разгрузка Критическая ситуация при повороте может возникнуть из-за неровностей на полотне дороги. Даже небольшие гребень, бугор или яма способны вызвать резкий снос передней оси. Автомобиль срывает с оптимальной траектории и выносит на встречную полосу движения или обочину. При прохождении поворота в условиях высокого коэффициента сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон) возникающая центробежная сила загружает наружные и разгружает внутренние колеса. Поэтому внутренние колеса могут легко преодолевать небольшие неровности (пружина растянута, амортизатор может сработать на полный ход). Можно искусственно создать такой эффект, выполняя даже на прямой маневр вправо-влево или наоборот. Раскачиваясь в боковой плоскости, автомобиль разгружает одно или два колеса сразу. При качественной покрышке можно приподнять переднее внутреннее колесо на 5– 10 см над дорогой и пропустить под ним небольшое препятствие, например яму или открытый колодец. Необходимым условием для боковой разгрузки является твердый ровный участок с высоким коэффициентом сцепления под наружным передним колесом, на которое и переносится часть веса автомобиля. Спортсмены экстракласса сравнивают этот прием со стоянием на одной ноге и подниманием другой. Избежать сильного удара при проезде открытого колодца или глубокой ямы можно, качнув автомобиль коротким “огибающим” маневром, разгрузив таким образом одно или два колеса. Эффект этого маневра напоминает прием лыжника, который поднимает одну ногу, переносяее над препятствием. Чтобы усилить разгрузку, можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив для этого “контрсмещение” и собственно поворот. Профессионально подготовленный водитель способен преодолевать участок разбитой дороги, выполняя серию разгрузочных действий в обе стороны. Однако этот прием неприемлем в условиях транспортного потока, так как резкий маневр вызывает еще более резкую реакцию соседей, что чаще всего приводит к столкновению или наезду на пешеходов. Выполняя боковую разгрузку, легко преодолевать ямы, канавы, уступы и другие неровности, имеющие вогнутую поверхность. Этот способ дает хороший эффект при проезде глубоких луж. Однако некоторую опасность представляют бугры и другие неровности с выпуклой поверхностью. Если препятствие высокое, то удар снизу по разгруженному колесу может привести к резкому опрокидыванию автомобиля или способствовать одновременному отрыву двух колес. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Defacto Posted June 16, 2005 Share Posted June 16, 2005 To Kot. За цитату, конечно, спасибо, но вот чем грешит большинство книг о подготовке водителей, так это отсутствием конкретики, т.е. поясняется ЧТО нужно делать, но не поясняется КАК это делать. В приведенной тобой цитате та же песня, несмотря на все мое уважение к Цыганкову (великолепный водитель, мастер своего дела). А вот приемы для отработки хотя бы начальных навыков почти не приводит. Мол, если есть желание, топай к тренерам, они научат. А если такой возможности нет (в силу географии проживания или финансовых возможностей)? Ладно…. По поводу наработки навыка использования контрсмещения. Ну, почитать Горбачева и Цыганкова, разумеется, надо, но и свой совет кину. В любом безлюдном месте (подойдет пустырь, проезд в гаражах, промплощадка, первоначально тип покрытия не столь важен, лишь бы не было больших ям, ухабов и грязи) намечается прямая дорожка длиной 30-50 м и шириной больше кузова машины на 1-1,2 метра. Для разметки лучше взять пластиковые конуса или деревянные круги (диаметр 20-30 см, высота 4-6 см), в которые сверху вставить легкие лыжные палки. Правда, если они не покрыты пластиком, то обязательно хорошо обмотать хотя бы изолентой, это поможет уберечь кузов от царапин. Расстояние между вешками 3-6 м. Далее. Сначала проверяем, насколько хорошо движемся по прямой. Если при интенсивном разгоне и торможении удается не задевать вехи, то начинаем делать отработку раскачки. Скорость – 20-40 км/ч. Делаем резкое движение рулем в одну сторону, затем в другую, а затем снова в противоположную (нужно же гасить раскачку кузова и восстанавливать движение по прямой). Амплитуда движений пока не важна, важно чтоб не сбивать вехи. Постепенно нужно научиться делать так, чтобы использовать всю ширину дорожки, т.е. двигаться, буквально чуть-чуть задевая боковыми зеркалами (но не элементами кузова) за вехи с двух сторон. При этом получится максимальная раскачка кузова. Учитывая ширину дорожки, для движения в каждую сторону будет не более 0,2 сек. Во время работы рулем руки от него не отрывать, перехвата здесь не требуется. Важна резкость движения, а не его амплитуда, т.е. чем резче двигаем рулем, тем больший получим эффект. Постепенно, с ростом стабильности выполнения, можно увеличивать скорость до 50 км/ч (можно и больше, только дорожку надо будет подлинней ). Кроме того, важно научиться возращать машину "на прямую" одним (третьим) движением руля. Сначала придется делать два-три движения, чтоб восстановить курс, но учтите - это неверно, поскольку длина дорожки ограничена и надо в нее уложиться. На дороге такая "суета" после раскачки кузова может привести к срыву в занос. Еще одна важная деталь. У всех машин разные шины и подвеска, так что придется учитывать, что существует время задержки в отклике на действия, т.е. рулем уже двинули, а машина курса не меняет. Спокойно, это нормально, это нужно просто учитывать и выполнять движения заранее. Насколько – вопрос конструкции машины. Поэтому тренироваться лучше на той машине, на которой ездите, и учитывать ее «валкость» (особенно тяжело придется водителям «Волг», если только подвеска и руль не заточены спортивно, не зря их «баржами» кличут ). Так же можно постепенно уменьшать ширину дорожки. Правда, менее 0,8 м к ширине кузова делать не советую, машине все же нужно пространство для маневра, иначе хорошего эффекта разгрузки не достигнуть. Теперь о проверке эффективности маневра. Проверяется после наработки начальных навыков, путем установки на дорожке дощечки длиной около 1м, шириной 10-15 см, толщиной 2-3 см. Если маневр выполнен правильно, то вы только услышите, как колесо прошло по дощечке, но почувствовать это подвеской (а точнее вибрацией пола кузова) не должны. Если же неправильно (маневр начат сильно рано или поздно, или сделан с малой амплитудой) – то слабый удар колесом или подвеской будет. Впоследствии можно увеличить ширину дощечки до 20 см, а высоту до 5-6 см. Если научитесь проходить ее без стука колесом или амортизатором, о можно считать, что контрсмещение, как прием прохождения неровностей, освоено. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
максен Posted June 16, 2005 Share Posted June 16, 2005 2 Дефакто вот примерно этого и ждал. правильно подметил насчет теории и практики - "если хотите, идите к тренеру" спасибо. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
kot Posted June 16, 2005 Share Posted June 16, 2005 2 Defacto Насчет малоконкретности ты прав, что тут тебе возразишь... Этот прием (контрсмещение) описан еще в одной книге, "Езжу без аварий : 20 уроков безопасного вождения", авторы Ваганов и Пинт, в последней главе. Вот ссылка (надеюсь КАА не прибьет) на другую их книгу этой тематики http://driving.expinfo.ru/theory/driving/lesson9/ все-таки там есть что почитать и чему поучиться. Ваганов Виктор Иосифович, Пинт Александр Александрович. Езжу без аварий : 20 уроков безопасного вождения . - М. : Патриот, 1991. - 191с. - ISBN 5-7030-0418-7. О33-082.02 ВА589898 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Defacto Posted June 17, 2005 Share Posted June 17, 2005 За ссылку спасибо, весьма хорошее пособие для начинающих. Кстати, обрати внимание, что контрсмещение используется там для облегчения введения автомобиля в управляемый занос. Я как раз об этом упоминал... вообще, при тренировке контрсмещения как способа разгрузки колеса, наиболее часто сбивают вехи задним крылом, т.к. при втором движении руля автомобиль просто срывается в занос, а дорожка-то узкая... Вот почему важно не только уметь раскачать автомобиль, но раскачать его не слишком сильно (без срыва задней оси), а еще более важно в данном упражнении отработать третье движение рулем - гашение раскачки. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
F Posted June 17, 2005 Share Posted June 17, 2005 .....Вот это уже серьёзная заявка! Могу предложить для дальнейшего обсуждения свой вариант: Почти всегда возможно значительно ослабить удар, часто - полностью избежать его, но при этом необходимо уметь грамотно рулить и рассчитывать скорость и траекторию а/м. Весьма редко дорожная обстановка мешает воспользоваться данными навыками. P.S.: Сеществует специальное упражнение для отработки данных навыков Да согласен я Подозреваю, что мы говорим об одном и том же, только: 1. При незаданных начальных и граничных условиях, посему у каждого они свои. 2. Говорим используя качественные, а не количественные понятия, а посему их трансформация в конкретные условия опять таки индивидуальна. Вспоминается одна притча о двух молодых женах, у которых спросили: "Как часто их мужья занимаются с ними полноценным сексом". Первая сказала: "Очень часто, бывает что даже и месяца не пройдёт, как ему опять надо, такой темпераментный!!!" А вторая: "И не спрашивайте, так редко! ... Только утром и вечером, а весь день на работе. Еще хорошо что выходные дни есть." Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Skorpion Posted June 18, 2005 Share Posted June 18, 2005 Да согласен я Подозреваю, что мы говорим об одном и том же, только: 1. При незаданных начальных и граничных условиях, посему у каждого они свои. 2. Говорим используя качественные, а не количественные понятия, а посему их трансформация в конкретные условия опять таки индивидуальна.Изволь! Вполне возможно, что ты тоже по-своему прав! Но я продолжаю настаивать на СВОИХ условиях (см. пост № 24) Действительно - не совсем конкретно, но ты вправе предложить ЛЮБЫЕ условия и я постараюсь убедить тебя в своей правоте (в 95% случаев ) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Skorpion Posted July 16, 2005 Share Posted July 16, 2005 Ну вот, прошёл месяц, а никто не заинтересовался... такой вот я "темпераментный":) Теперь - об упражнении, которое скорее уместно в теме "новичкам вредно!" Сразу оговорю условия, чтобы тренировки не растянулись на месяц: стоит тренироваться на "ТАЗах", как правило - классика. Для п/п есть нюансы, об этом - далее... Нужен неоживлённый участок дороги или достаточно длинная площадка (например - разворотный круг для автобусов/троллейбусов), пара дощечек с косыми торцами и хорошо отрегулированная рулевая (без люфтов!) Не вредно привести в порядок амортизаторы и пружины.(время тренировк - ессно - ночь. Главное, чтобы не было помех, опасных для кого-либо...) Обозначаете для себя (любым способом, - хоть в воображении, но лучше - хотя бы мелом) "участок трассы" и, прмерно посередине (в центре воображаемой "дороги"), устанавливаете одну за другой две дощечки, обозначающие открытый люк . Разгоняете а/м по краю "дороги" и за 10-8 м до "люка" резко (ВНИМАНИЕ!), но - с плавным началом, смещаетесь к противоположному краю (поворот руля не должен при этом превысить 90 град.) и ,возвращая руль, доворачиваете его на тот же угол, после чего, вновь возвращаете его на необходимый, для прямолинейного движения угол. Автомобиль (при правильно выбранной скорости - 45-50км/час) проезжает дугу, на внешней паре колёс. Правильно выполненным, упражнение считается в том случае, когда добьётесь (не повышением скорости! ЗДЕСЬ УКАЗАН ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ!) проезда без касания дощечек, о бычная толщина которых - 2-2,5 см. Возможны дополнительные вопросы - всегда готов с удовольствием! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.