Jump to content

250 лет с ДР Моцарта


Matias
 Share

Recommended Posts

27 января1756 - родился Вольфганг Амадей МОЦАРТ, великий австрийский композитор, музыкант.

Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился в Австрии, в городе Зальцбурге, который в XVIII веке считался центром музыкальной жизни. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, один из наиболее образованных музыкантов своего времени, стал первым учителем сына. В возрасте 4-х лет мальчик уже отлично играет на фортепиано и начинает сочинять музыку. В шесть лет он впервые выступил перед широкой публикой, а через короткое время отправился в концертное турне в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм, Брюссель, Вену, Париж. Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга - четыре скрипичные сонаты. В апреле 1764 года семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений, которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10 лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Вскоре после оратории, исполненной с большим успехом, он поражает публику оперой «Аполлон и Гиацинт», а затем еще двумя операми - «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна». В 1769 году Моцарт отправляется в турне по Италии. Великие итальянские музыканты сначала с недоверием и даже с подозрением относятся к легендам, окружающим имя Моцарта. Но его дарование покоряет и их. В 14 лет он становится членом прославленной Болонской академии и Филармонической академии в Вероне. Вершины славы Моцарт достигает в Риме. Здесь он сочинил оперы «Митридат, царь Понтийский», «Лючио Силла», театрализованную серенаду «Асканио в Альбе». После поездки в Италию Моцарт создает квартеты для струнных инструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепиано и произведения для самых разных сочетаний инструментов, оперы «Мнимая садовница», «Король- пастух».

За годы путешествий семьи Моцарта умер архиепископ, снисходительно относившийся к частым отлучкам Леопольда Моцарта. Место умершего архиепископа занял граф Иероним Колоредо. Этот угрюмый и надменный правитель не терпит оперной музыки. Он полагает, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как писание опер, да еще для заграничных театров. Моцартам (отцу и сыну) было дано предписание спешно вернуться в Зальцбург. В марте 1773 года Вольфганг навсегда покидает Италию. Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, остается позади. Начинается новая полоса жизни. По ходатайству Леопольда Моцарта архиепископ принимает обратно своего бывшего музыканта, но дает строгое указание: его слугам и лакеям (разумеется, и Моцарту) публичные выступления запрещены. Однако в 1781 году Моцарту удается получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы «Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться в Зальцбург, Моцарт подает прошение об увольнении и получает в ответ поток ругательств и оскорблений. Чаша терпения переполнена; композитор окончательно порвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где и прожил последние 10 лет жизни. Жизнь в Вене складывается нелегко. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные уроки с учениками, срочное писание всяческих произведений «на случай», постоянная неуверенность в завтрашнем дне - все это незаметно подтачивало и без того некрепкое здоровье Моцарта. Ему исполнилось уже 30 лет. Но в Вене он создает свои шедевры. В 1782 году исполняется его первая зрелая опера «Похищение из сераля». Летом того же года он женится на Констанции Вебер. Новый творческий этап в жизни Моцарта связан с его дружбой с Иосифом Гайдном. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта. Но кроме блеска, ставшего уже поговоркой, в его сочинениях все чаще проявляется трагическое начало. Композитор все дальше уходит от требований общего вкуса, которые ставят перед покорными сочинителями музыки салоны вельмож и богачи-меценаты. В этот период появляется опера «Свадьба Фигаро». Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. По сравнению с легкими творениями Сальери и Паэзиелло произведения Моцарта кажутся тяжелыми и проблематичными. В этих условиях рождается опера «Дон-Жуан», которая принесла автору мировой успех. После премьеры «Дон-Жуана» в Праге императорский двор вынужден пойти на некоторые уступки. Моцарту предлагают занять место придворного музыканта, принадлежавшее недавно скончавшемуся Глюку. Однако это почетное назначение не приносит композитору радости. Венский двор относится к Моцарту как к заурядному сочинителю танцевальной музыки и заказывает ему менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов. К последним годам жизни Моцарта относятся три симфонии (ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор), оперы «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта». Смерть застала Моцарта во время работы над «Реквиемом». История создания этого произведения рассказывается всеми биографами композитора. К Моцарту пришел немолодой незнакомец, прилично одетый и приятный. Он заказал для своего друга «Реквием» и заплатил щедрый аванс. Мрачный тон и таинственность, с которыми был сделан заказ, породили у мнительного композитора мысль, что этот «Реквием» он пишет для себя. Умер Вольфганг Амадей Моцарт 5 декабря 1791 года. Его жена, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св.Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св.Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Ныне в самом начале венского кладбища можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха композитора под ним нет.

Источник.

Link to comment
Share on other sites

27 января1756 - родился Вольфганг Амадей МОЦАРТ, великий австрийский композитор, музыкант.

Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился в Австрии, в городе Зальцбурге, который в XVIII веке считался центром музыкальной жизни.

 

Однако в 1781 году Моцарту удается получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы «Идоменей».

 

Новый творческий этап в жизни Моцарта связан с его дружбой с Иосифом Гайдном. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта. Но кроме блеска, ставшего уже поговоркой, в его сочинениях все чаще проявляется трагическое начало. Композитор все дальше уходит от требований общего вкуса, которые ставят перед покорными сочинителями музыки салоны вельмож и богачи-меценаты. <...> По сравнению с легкими творениями Сальери и Паэзиелло произведения Моцарта кажутся тяжелыми и проблематичными.

 

Венский двор относится к Моцарту как к заурядному сочинителю танцевальной музыки и заказывает ему менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов.

Ох. Не сочли бы за кощунство...

Шьёрт, как же сложно популяризатором быть хорошим... Надо ж хоть имена писать правильно, объяснять непонятное и фактами оперировать по-человечески...

Итак.

1. Amadeus - или Amedeo - перевод части имени Моцарта (Теофил) с греческого на латынь/итальянский (по-немецки Теофил = Готтлиб).

2. Зальцбург считался центром музыкальной жизни чего? Австрии, Европы? Австрии - пожалуй, хотя по сравнению с Веной с её сверхнасыщенной музыкальной жизнью Зальцбург наверняка мерк. Тогда одним из центров. Европы - вот уж вряд ли... За звание "музыкальной столицы Европы" в это время, насколько я помню, спорили Вена и Париж.

3. Вот как забавно. Новый этап - связан с дружбой с Гайдном, а уход от ребований общего вкуса появляется как бы сам по себе, что ли? Вообще начало нового творческого этапа может быть связано с конкретным человеком лишь тогда, когда он а) невероятно повлиял на твою жизнь; б) сам являлся невероятно творческой, причём отличной от тебя, личностью. Каковой, собственно, Йозеф (а не Иосиф) Гайдн и являлся. У него с "требованиями общего вкуса" было куда "хуже", чем у благозвучного, гладко-красивого и частенько стандартного Моцарта... У которого, кстати, с тем же Сальери гораздо больше общего, чем с Гайдном - "ну, не шмогла" (с) ... Ещё и Сальери обидели ни за что, ни про что. И к чему сравнивать австрийца Моцарта с итальянцами Сальери и Паизиелло?..

 

Ох, может, не так уж неправ был венский двор?..

 

По сабжу. Композитор популярный (именно в силу адекватности "общим вкусам"!!!) и очень талантливый. Плодовит и лёгок. Есть ряд шедевров, например, тот же "Идоменей". Супер-шедевр - "Дон Жуан", однозначно. В остальном... Если Моцарт - велик, то Гайдн - гениален...

Link to comment
Share on other sites

Зальцбург не был центром ни того, ни другого. Центром в те времена была Вена.

 

Не согласен с фразой "Если Моцарт - велик, то Гайдн - гениален..." При всей внешней похожести, это совершенно разные композиторы и нельзя их сравнивать. Гениальны - оба. Моцарт просто более раскручен.

 

А вообще-то с ДР Вольфганга:)

Link to comment
Share on other sites

При всей внешней похожести, это совершенно разные композиторы и нельзя их сравнивать. Гениальны - оба.
Ну, я просто не считаю Моцарта гениальным. А другим, чем Гайдн - да. Именно в том, что отличает великого от гениального... Я не беру сейчас их отличия в собственно технике, например... Это мы с тобой можем спорить о различиях в мелодике или оркестровке, но это чисто профессиональный спор... а для непрофессионального слушателя это всё фигня и заумные сферы...

Сравнивать их - можно. Хотя бы потому, что они работали одновременно, да ещё и общаясь друг с другом. Почему нельзя-то?..

Link to comment
Share on other sites

Сравнивать, конечно, можно, но неблагодарное это занятие... Я тоже пытался раньше выстроить некий "Топ-10" композиторов. А сейчас, поиграв немало что того, что другого, понял - а фиг его знает, что лучше ("гениальнее"). Достаточно того, что слушатели получают удовольствие от обоих. Гайдн и Моцарт - люди, не нуждающиеся в сравнениях.
Link to comment
Share on other sites

Как-то сходил на концерт, где в программе стояли и Моцарт, и Сальери - и не заметил между ними разницы.

Что до "мрачности", "тяжести" и прочей "проблематичности" произведений Моцарта, то решительно отказываюсь что-либо понимать. Вот уж его-то музыку я всегда считал легкой. Поэтому, когда пару месяцев назад в рецензии на диск с музыкой маэстро прочел, что "многим не нравится музыка Моцарта и ее даже считают неинтересной и надуманной, потому что у него часто один и тот же пассаж повторяется по несколько раз", то долго ржал. Ржач был особенно долгим потому, что в тот момент у меня как раз шла подготовка к концерту, на котором мы пели мессу си-минор Баха. Вот уж у кого "один пассаж повторяется несколько раз", при этом никому от этого ни фига не скучно.

В общем, несмотря ни на что - 250-кратного именинника и супу с днем рождения. И, как говорил Вова-Вильямс (в адрес Джо Дассена) - новых песен!

Link to comment
Share on other sites

Ну, у Моцарта тоже разные вещи бывают, в том числе и мрачные, но их меньшинство. А кого меньше всего надо слушать - так это музыкальных горе-критиков. Как правило, они получаются из неудавшихся музыкантов и, дабы заработать хоть какие-то деньги, пишут всякую фигню.
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...