Jump to content

"Разгруженное колесо"


Radja
 Share

Recommended Posts

Вот какая смешная штука формула. Почти по Пладикову:D - навела на мысль о способе проезда препятствий, коих на наших (в моём случае российских) дорогах достаточно. Я имею ввиду достаточно, чтобы без каких-либо особых усилий угробить подвеску.

Итак приём: Проезд препятсятвия разгруженным колесом (ест-но при отсутствии возможности объехать препятствие)

Поехали!:)

Link to comment
Share on other sites

Выскажусь.

Тем более что тема мне знакома до боли во всех частях организма :) , поскольку город, где живу, до прошлого года уверенно входил в список десяти городов самыми плохими дорогами (теперь все же взялись их помаленьку ремонтировать).

 

Итак, вначале типично «городские» подляны, подкидываемые нам дорогами.

Ямы. Подразделяются по глубине, длине (по оси движения) и состоянию краев.

Мелкие ямы – глубина 2-5 см., средние – 5-10 см, глубокие – свыше 10 см. Короткие ямы – до 0,8 м, средней длины – 0,8 – 2 м, длинные – более 2 м. Впрочем, понятие длины относительно, и зависит от скорости, но об этом потом. Состояние краев и стенок ямы бывает самым разнообразным, но основные состояния таковы: стенки пологие (наклон менее 30%) или крутые (наклон более 30%), края острые (угол между поверхностью полотна дороги и стенкой ямы менее 100 градусов), средние (100-120 градусов) или тупые (более 120 градусов).

 

Теперь как проезжать.

Во-первых, разгружать у большинства водителей получится только передние колеса, поскольку для разгрузки задних обычно не хватает времени. Делается это так: сильное (но не экстренное, без блокирования колес) торможение, которое нужно прекратить (отпустить педаль тормоза) за 0,1-0,2 сек. до попадания в яму. Тогда подвеска начинает отрабатывать, толкая массу автомобиля вверх, и успевает придать ей хороший импульс. В результате удар будет только неподрессоренной массой, что уменьшит воздействие на подвеску и само колесо (шину и диск). Кстати, беречь шины тоже полезно, они гробятся гораздо чаще подвески, а их замена, тоже не дешевое удовольствие.:rolleyes:

Во-вторых, мало разгрузить колеса, при ударе нужно обязательно ставить колеса прямо, по оси движения. Дело в том, что в продольном направлении колесо и подвеска может выдержать куда большую нагрузку, чем в поперечном. У современных шин достаточно слабые боковины (мало кордовых нитей), и если колесо при ударе в яме будет идти под углом, то боковой пробой шины почти гарантирован. Плюс к тому, появляется сила, действующая в горизонтальной плоскости, в поперечном движению направлении. Вот эта сила всерьез разбивает шаровые опоры, ибо те, не смотря на «шаровость» не столь приспособлены к несению поперечных нагрузок (относительно пальца опоры). Шансы сломать шаровую опору при ударе колеса «боком» возрастают в разы, по сравнению с «прямым» ударом.

 

Теперь о том, зачем нужна классификация ям. А для того, чтоб легче описывать, как какие проезжать :D . Итак.

Мелкие ямы представляют опасность только в сочетании с острыми краями. Как правило, это ямы, которые оставляют на дороге доблестные ремонтники, во время проведения «ямочного» ремонта. Если яма короткая, то проезд ведется обычной разгрузкой переднего колеса, желательно без сброса скорости. Поясню: едем как ехали, делаем короткое (0,5 сек.) торможение, которое заканчивается за те же 0,1-0,3 сек. до ямы и проходим ее. Если яма средняя или длинная, то лучше оттормозиться по максимуму, и торможение прекратить менее чем за 0,1 сек. до ямы, поскольку иначе при попадании в яму у массы кузова будет время набрать импульс, направленный вниз, и тем самым на выходе из ямы колесо будет загружено по полной программе, и шансы на пробой шины резко вырастут.

Для средних ям ситуация аналогична, но добавляется анализ крутизны стенок. При пологих стенках, проезжаем аналогично мелкой средней яме, только конец торможения сдвигается в район 0,1-0,2 сек. до ямы. Если же стенки ямы крутые (а тогда края, как правило острые), то для короткой ямы торможение заканчиваем в 0,1-0,2 сек. до ямы и после выхода переднего колеса из ямы, делаем повторное торможение (если успеете) для того, чтоб подразгрузить заднее колесо, хотя бы на его выходе (учтите, что при скорости 60 км/ч и «средней» базе автомобиля в 2,5 м., есть только 0,1 сек. для начала торможения, через 0,2-0,3 сек, его надо закончить, поскольку яма уже позади, в общем, ногами надо шевелить быстро :D ). Для ямы средней и длинной дополнительного торможения делать не надо, поскольку выход переднего и вход заднего колеса еще более сближены во времени, подгадать моменты изменения направления колебаний подвески сложно и дополнительным торможением можно «раскачать» заднюю подвеску, и получить более сильный удар на выходе заднего колеса.

Глубокие ямы. Самые опасные, но при пологих стенках рекомендации те же. Да и при крутых стенках для коротких ям – аналогично коротких ям средней глубины. Для ям средней длины – то же, что и для длинных ям средней глубины. А вот у глубоких и длинных ям есть своя специфика. Если яма более 2,5 м длины, и скорость вхождения менее 20 км/ч то торможение прекращается менее чем за 0,1 сек. до нее, а внутри ямы можно попробовать дополнительно затормозить (только решение о таком торможении нужно принять до ямы – там уже некогда думать, надо тормозить). Удар в стенку, конечно, будет, но не сильный. Если же скорость более 20 км/ч, то придется проходить полностью. Но в момент выхода переднего колеса, когда капот еще идет вверх, нужно коротко (не более 0,1 сек.) ударить по тормозу, чтоб уменьшить амплитуду возможной раскачки кузова (импульсы при прохождении ямы ого-го какие и пробой подвески возможен уже после ее прохождения, как раз из-за раскачки).

 

Так, на сегодня все… следующая серия – ухабы и «лежачие полицейские». :cool:

Link to comment
Share on other sites

Выскажусь.
И, как всегда - с блеском! Мне остаётся лишь мелочь дополнений и пояснений :)
Теперь как проезжать.

Во-первых, разгружать у большинства водителей получится только передние колеса, поскольку для разгрузки задних обычно не хватает времени.

Если иметь в виду проезд ямы, которую невозможно проехать только одной стороной из-за её протяжённости поперёк дороги.
Делается это так: сильное (но не экстренное, без блокирования колес) торможение, которое нужно прекратить (отпустить педаль тормоза) за 0,1-0,2 сек. до попадания в яму.
Я бы выразил это в метрах: 0,5-1,5. И добавил, что "влетая" в яму на торможении водитель усугубляет удар по подвеске (шаровые). Кстати - кратковременная блокировка, как контроль за максимальным тормозным моментом (если с этим - проблемы), не слишком вредна в данном случае. Главное - успеть отпустить тормоз ДО ямы!
Так, на сегодня все… следующая серия – ухабы и «лежачие полицейские». :cool:
Может успею опередить? :rolleyes: Поживём - увидим... :p
Link to comment
Share on other sites

Хорошая у нас команда!:) Дефакто уже половину работу выполнил:).

Заодно и навеял кое-какие воспоминания.

Ну что ж, представим себе солнечный летний день. Едете вы, например по асфальтированной российской дороге (пусть будет четырёхрядка - по два в каждую сторону). Дорога ничего так, можно даже сказать хорошая, слева от вас даже отбойник имеется, ну а справа, к примеру, трейлер двигается со скоростью близкой к вашей, например километров 70-80 в час. И вдруг на вашей полосе впереди появляется ЯМА. Есть такое свойство у ям в России, появляться вдруг. Вообще о происхождении ям в России ходит несколько легенд. Например в регионах, где водители еще не видели живых работников ДРСУ, ходит легенда, что ямы в местах, где можно проехать, делают так называемые "дорожники". Но мы то с вами прекрасно знаем, что дорожники делают ямы только правильной геометрической формы, как правило, квадратные или прямоугольные. Происхождение же ям самых разнообразных форм и размеров, которые невозможно описать никакой формулой, до сих пор учёными из Министерства транспорта не объяснено. Один мой друг, он тоже ученый, восемь классов образования, подвеску Жигулей с закрытыми, да что там с закрытыми - с залитыми глазами на раз перебирает. Так вот он считает, что ямы на дорогах России оставляют потомки древней инопланетной расы "маленькие зелёные камнеешки", он с друзьями изредка, особенно по большим праздникам их видит на дорогах. Так вот эти камнеешки, в поисках пищи, прогрызают в асфальте огромные дыры неправильной формы. Как например и та, которая появилась перед вами в нескольких метрах впереди. По теории "чёрных дыр" в таких ямах бесследно исчезают элементы автомобилей, иногда очень крупные, типа: колеса, рычаги, амортизаторы.

Вам конечно немедленно хочется оказаться на какой-нибудь другой дороге (обычно в голову приходит дорога европейская, чаще немецкая). Но так как телепортация еще не вошла в нашу повседневную жизнь, вы теряя драгоценные милисекунды продолжаете приближаться к ЯМЕ, ширина которой, как выясняется метра полтора. Если вы задумались очень надолго, то сам собой получается вариант: "ничего не делать". Но в нашем случае вы человек деятельный с нормальной реакцией, и вы приняли решение: ДЕЛАТЬ!

И вот здесь возможны несколько вариантов:

1) у вас в голове неожиданно всплывает классическая древнерусская поговорка: "больше ямы - больше газу". Тогда вы закрываете глаза и в точности следуете поговорке. На этот случай есть несколько рекомендаций:

- после того как уши отойдут от грохота удара подвеской об края ямы, откройте глаза

- если по какой-то причине ваш автомобиль не остался в яме, медленно припаркуйте его на обочине

- осмотрите автомобиль снаружи на предмет отсутствия элементов вашего автомобиля. Смотрите внимательно, так как около подобных ям часто валяются элементы подвески других автомобилей - вам они не нужны.

- если ваш автомобиль способен самостятельно передвигаться в нужном вам направлении, то проследуйте в ближайший русский автосервис, можно к моему знакомому ученому (адрес в ПС), он заодно расскажет вам теорию происхождения ям.

2) Второй вариант действий очень подробно и толково описал Дефакто, за что ему и спасибо. Добавлю, что сам частенько пользуюсь перечисленными приёмами. В чём их прелесть - они, даже при их освоении, практически безопасны.

3) Имеется и третий вариант. Он как правило используется в случаях, когда объехать яму одним колесом можно, а двумя - ну никак. В этом случае желательно проходить яму таким образом, чтобы та сторона подвески, которая "попадает" в яму несла как можно меньшую часть массы автомобиля. Перераспределение масс - стандартный эффект поведения автомобиля в повороте. Уверен все понимают о чем речь. Так как закладывать повороты в пределах своего ряда непросто, а другие ряды очень часто бывают "заняты" (о встречке я вообще молчу), то на это случай имеется такой приём, как контрсмещение. То есть в нашем конкретном случае, можно выполнить следующее: резко, но на очень маленький угол повернуть руль влево, чтобы машина началА чуть-чуть крениться вправо, затем резко повернуть руль вправо, тогда машина накренится ещё сильнее, но уже на левую сторону. Всё это делается быстро, на всё про всё секунда полторы. Задача: добиться следующего положения:

- левые колёса проходят мимо ямы "по ровному"

- напротив ямы крен кузова налево максимально возможный. Часто удаётся добиться, чтобы правые (особенно переднее) колёса ударялись о края ямы только собственным весом, практически не испытывая при этом вертикальную нагрузку от кузова (т.е. пружина в этот момент продолжает растягиваться).

- приём целесообразно выполнять без газа

Условия применения варианта №3:

Когда он более эффективен или безопасен чем вариант №2, например:

- когда мало времени тормозить - поздно заметил яму (эффект от приёма №3 достигается быстрее)

- на дуге, когда тормозить может оказаться небезопасно

Во всех остальных случаях вариант №2!

Минус варианта №3:

Начинать тренировать его в реальных условиях, скажем так мягко, чревато для подвески - так как при ошибке, можно влететь в яму загруженной сторой, а это сродни варианту №1.

Link to comment
Share on other sites

1)прошу выражаться короче

2).....я эти мемуары распечатаю и буду на ночь дома читать....

1) С этим у меня проблемы, редко получается:)

2) Главное детям на ночь не читай:D

Link to comment
Share on other sites

тогда сам бог велел - запутать всех и сказать последенее слово....
Често говоря запутать кого-либо цели не ставил. Если получилось, то неумышленно. Будут вопросы по делу, думаю сумею ответить более просто. А не сумею, товарищи помогут.:)
Link to comment
Share on other sites

прошу выражаться короче и яснее, а то голова дымится.....я эти мемуары распечатаю и буду на ночь дома читать...
От себя хотелось бы отметить, что в этом разделе РАЗНЫЕ люди делятся своим опытом, чтобы "танкистов" на дороге стало меньше, а больше стало бы ВОДИТЕЛЕЙ. Это такая способность - автомобилем управлять. Для этого бывает полезна голова и некоторые умственные усилия, чтобы прежде чем что-то сделать, узнать КАК это сделать. Если хочется "короче" - включай поворотник, считай до 3-х и поворачивай. :) По-другому обязательно будет длиннее. :D Так что: есть вопросы - задавай - ответим :) Но желательно - по существу! :)
Link to comment
Share on other sites

Мне бы очень хотелось выслушать предположения, а возможно - готовую теорию г-на F, прежде чем "высовываться" :p :) :D

Теорию о чём? О ямах?

Да нет ее, чего боятся то? :D Стишок вот есть, довоенный ещё:

 

Больше скорость -

Меньше ям,

И рессора

Пополам!

 

Вот. ;)

 

 

Могу согласится с предыдущим(и) оратором (ами), попадание в яму (особенно на ее выходной край) на "тормозе" чрезвычайно опасно. Можно вообще враз без подвески остаться или поддон разбить. Легко.

Могу добавить, что иногда может получится ослабить удар чуть чуть переложив руль, но это редко. Чаще этому мешает обстановка, или яма не там, где бы ей удобно для этого быть :D Так что ваяй, не бойся :p

 

PS Да вот собственно Раджа об этом написал уже весьма подробно.

---------------

 

Да!

Остался ещё не освящённым вопрос о проезде ям, наполненных водой, глубоких ям на неасфальтированных дорогах, серий из ям-бугров, тёщиных языков да много еще типов ям у нас на Российских дорогах ;)

Link to comment
Share on other sites

...., чтобы "танкистов" на дороге стало меньше...! :)

Кстати, танк класная вещь! Можно окопы с бруствером в лоб, километрах этак на сорока в лоб брать :p не говоря уже о траншеях. Вот где водительский инстинкт поначалу кричит: "Куда, убъёшся!" Ан нет, проходишь как на лодке по мелкой волне :)

Link to comment
Share on other sites

Остался ещё не освящённым вопрос...
Насколько я в курсе - своих священников у нас (на форуме) нет... Да и вряд ли сам вопрос в этом нуждается:rolleyes: Лучше - с ними бороться (с ямами):D
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
Теорию о чём? О ямах? Да нет ее, чего боятся то?
Бояться я отучился лет в 12 :p А теорий, я надеялся - у тебя хватит на все случаи в жизни :D
Могу согласится, попадание в яму на "тормозе" чрезвычайно опасно. Можно вообще враз без подвески остаться или поддон разбить. Легко.
Спорить не стану - хотя уж слишком мрачно всё это, ну это - крайний случай :)
Могу добавить, что иногда может получится ослабить удар чуть чуть переложив руль, но это редко. Чаще этому мешает обстановка, или яма не там, где бы ей удобно для этого быть
Вот это уже серьёзная заявка! :rolleyes: Могу предложить для дальнейшего обсуждения свой вариант: Почти всегда возможно значительно ослабить удар, часто - полностью избежать его, но при этом необходимо уметь грамотно рулить и рассчитывать скорость и траекторию а/м. Весьма редко дорожная обстановка мешает воспользоваться данными навыками.

P.S.: Сеществует специальное упражнение для отработки данных навыков :) :p

Link to comment
Share on other sites

оч интересно. спасибо.

еще бы потренироваться, не разбив подвеску.

может подскажете, как такие навыки отработать (что-то специально по ямам гонять не хочется)

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...