KAA Posted July 18, 2010 Author Share Posted July 18, 2010 Сейчас же, судя по всему, нужны бездумные, в идеале - безмозглые.Это верно. У Стругацких всё написано... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valex Posted July 18, 2010 Share Posted July 18, 2010 В дурдомах есть столько счастливых людей у которых тоже нет никаких гипотез, многие из них совершенно уверены, что они Наполеоны, Цезари, Македонские, а многие так и вообще уверены, что они боги или дьяволы, ну и что?То есть верующие это негоспитализированые сумасшедшие? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 18, 2010 Author Share Posted July 18, 2010 от Баумгартена считаешь или всё-таки от античности?От фараона Менеса как минимум. Сиречь не от того, как кто-то об этом написал, а от хотя бы минимального документирования появления соответствующего набора смыслов для сознания. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 18, 2010 Author Share Posted July 18, 2010 в совке не было атеизма, была религия светлого коммунистического будущегоБыло и то, и другое. Был т.н. "научный атеизм", который не был религией, и был т.н. "марксизм-ленинизм", который был религией. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Стакан Posted July 18, 2010 Share Posted July 18, 2010 То есть верующие это негоспитализированые сумасшедшие? Экая у тебя извращенная фантазия, даже моей необузданной 100 очков вперед даст. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valex Posted July 18, 2010 Share Posted July 18, 2010 Экая у тебя извращенная фантазия, даже моей необузданной 100 очков вперед даст.Тогда к чему были твои слова про сумасшедших? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
SergT Posted July 18, 2010 Share Posted July 18, 2010 От фараона Менеса как минимум. Сиречь не от того, как кто-то об этом написал, а от хотя бы минимального документирования появления соответствующего набора смыслов для сознания. Ну, можно от наскальной живописи начать... Однако, греческое стремление к гармонии и упорядоченности (космос) имело место быть и, в том или ином виде, прошло сквозь века. У греков вообще есть чему поучиться... Демократии, например. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 Ну, меня в консе учили так.Хм? И как же они умудрялись целесообразностью, природностью и здравым смыслом объяснить готическую эстетику? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valex Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 У греков вообще есть чему поучиться... Просто балдею, когда предлагают у кого-то чему-то поучиться...другим, но не себе самому. Не царское это дело видать. Демократии, например. И как же ты видишь греческую модель демократии в современном обществе? Очень хочется узнать. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valex Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 Я вот не понимаю - ты историю эстетики от Баумгартена считаешь или всё-таки от античности? Ты бы хоть сказал в чьих трудах написано про целесообразность как основной критерий эстетики. Достаточно небольшой цитатки. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Lady in Red Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 Да как раз цитат-то можно найти на эту тему, и немало. Но это будут частности. В смысле, что в каком-то конкретном течении целесообразность будет-таки основным критерием, но только в конкретном и частном. Да хоть и у Канта. Только его целесообразность будет всё равно идеалистичной... (а целесообразность скоре категорией, чем собственно критерием) Правда, Серж может теперь начать говорить об "эстетической целесообразности", которая к "природной" имеет достаточно опосредованное отношение... Короче, в слова поиграть несложно. И сделать вид, что ошибся/ступил кто-то другой... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Скиф Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 Совесть является мерилом нравственности (точнее, наоборот - нравственность является мерилом совести). К морали совесть не имеет никакого отношения. В своем 1601 посте, брат КАА, я писал "..3. Мерилом моральной ответственности вижу совесть и сознание человеческое." Не соглашусь с тобой,пожалуй. Конечно, совесть является более узким понятием, чем мораль. И как мне кажется, является ее частью. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 19, 2010 Author Share Posted July 19, 2010 греческое стремление к гармонии и упорядоченности Египтяне успешно стремились к гармонии и упорядоченности ещё за три тысячелетия до античных греков. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 19, 2010 Author Share Posted July 19, 2010 совесть является более узким понятием, чем мораль. И как мне кажется, является ее частью.Брат Скиф, совесть, как я уже отмечал, не является частью морали. Она с моралью никак не связана вообще. Совесть является фундаментом нравственности. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Скиф Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 Брат Скиф, совесть, как я уже отмечал, не является частью морали. Она с моралью никак не связана вообще. Совесть является фундаментом нравственности. Ну,хорошо. Нравственность является частью морали, брат КАА? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 19, 2010 Author Share Posted July 19, 2010 Нет, брат Скиф. Нравственность есть внутренний духовный императив индивидуума, мораль - внешний социальный императив. Нравственность может содействовать морали, но ни в коем случае не является частью её. Даже более того, можно привести многократные примеры нравственного поведения, являющегося, с точки зрения норм соответствующего социума, аморальным. И наоборот. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Скиф Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 Нет аргументов, чтобы спорить с тобой, брат КАА. Прав ты, наверное. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 19, 2010 Author Share Posted July 19, 2010 Я всегда отмечал как весьма позитивное явление то обстоятельство, брат мой Скиф, что твоя природная нравственность нормального правильного российского мужика всегда по жизни превалирует над моралью твоего православия . Вопрос о том, как ценностная шкала социальной группы/страты продуцирует основы её морали, более-менее прост и проработан. Но вот вопрос о том, в какой мере сколько-нибудь универсальные ценности могут лежать в основе индивидуальной нравственности, куда более сложен. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Скиф Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 ... Но вот вопрос о том, в какой мере сколько-нибудь универсальные ценности могут лежать в основе индивидуальной нравственности, куда более сложен. Ну...можно начать с приверженности религии. Неоднократно в литературе читал сообщения о том, что наиболее приемлемым для воспитания ребенка - является совместное (или недалекое) проживание трех поколений семьи . В сибирской, или скорее азиатской традиции, бабушки, в силу возраста и сдержанного всю жизнь поведения, были таким оплотом нравственности, что совесть, нравственность и проч. передавалось не словами - флюидами. Деды и дядьки, чаще всего, учили изнанке жизни. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valex Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 можно начать с приверженности религии.А ее можно назвать универсальной ценностью? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 19, 2010 Author Share Posted July 19, 2010 Ну...можно начать с приверженности религии. В сибирской, или скорее азиатской традиции, бабушки, в силу возраста и сдержанного всю жизнь поведения, были таким оплотом нравственности, Деды и дядьки, чаще всего, учили изнанке жизни. Это вряд ли. Большинство религий, и христианство не исключение, как раз весьма активно подменяют нравственность моралью. Мне сложно судить о сибирской традиции, посему я как раз представлял себе это как-то иначе. Бабушка как раз по уму обычно чему внучонка учит: внучек, вот будешь так делать - люди скажут, что ты козёл. Т.е. учила морали - люди скажут. А дед-папа, если правильный, говорил: внучек/сынок, вот так делают только козлы, нормальные люди так не делают - сиречь учил нравственности: козлом быть не следует безотносительно того, что люди скажут. Хотя бабушки тоже разные бывают . Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valex Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 Это вряд ли. Большинство религий, и христианство не исключение, как раз весьма активно подменяют нравственность моралью.Вот христианские заповеди это мораль или нравственность? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 19, 2010 Author Share Posted July 19, 2010 Христианские заповеди - это не мораль и не нравственность, это уголовный кодекс. А вообще под каким углом смотреть. "Не трахну жену друга, хотя она мне нравится и, похоже, не против, потому что так не особо принято, могут узнать и осудить" - это мораль. "Не трахну жену друга, хотя она мне нравится и, похоже, не против, потому что это подлость" - это нравственность. Есть, конечно, и всякие альтернативные варианты, типа: "Не трахну жену друга, хотя она мне нравится и, похоже, не против, потому что моя жена узнает и прибьёт меня сковородкой к чертям собачим" - но это уже за рамками дискуссии. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valex Posted July 19, 2010 Share Posted July 19, 2010 А вообще под каким углом смотреть. это мораль это нравственность всякие альтернативные вариантыЯ как раз об этом. Делить далеко не всегда получается. И хрен его знает подменяет ли кто-то что-то чем-то и, если да, то что и чем. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted July 19, 2010 Author Share Posted July 19, 2010 Обычно получается. Всегда есть какое-то приоритетное соображение, даже когда мы себе в этом не отдаём отчёта. Но опять-таки это не имеет отношения к предмету дискуссии. На то и дан интеллект человеку, чтоб применять его по назначению, когда ответ не очевиден. Если, конечно, конкретному человеку голова дана не только затем, чтоб в неё есть или к ней руку прикладывать. А если интеллект не помогает и логически обоснованных ответов нет - тогда есть дзен, он в логике не нуждается. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.